Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
"Подлесская средняя школа"
Наркомания и наркобизнес – это «тихая» война против человечества, где наркотики являются смертельным оружием, уносящим жизни и ломающим судьбы наших детей.
Несмотря на принимаемые меры, все больше несовершеннолетних вовлекается в незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. И даже не являясь наркопотребителем, ради жажды «легких» денег подросток может быть вовлечен в сбыт данных веществ.
Организаторы наркобизнеса находят распространителей через социальные сети, мессенджеры WhatsApp, Telegram, VIPole и другие.
Подросткам обещают быстрый и, главное, безопасный доход, не требующий больших усилий. Прельщают непыльной работой, а взамен предлагают золотые горы. Увы, как показывает практика, «закладчикам» достаются лишь большие сроки, сломанные судьбы и не сбывшиеся мечты. По сути, молодые люди даже не успевают насладиться заработанными деньгами – карьера в сомнительном бизнесе длится не более пары месяцев. На место задержанных, «отработанных сотрудников» набираются новые и все повторятся заново.
Стоит напомнить, что в соответствии с действующим законодательством уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (ч.2-5 ст.328 Уголовного кодекса Республики Беларусь) наступает с 14 лет. В 2022 году в отношении большинства несовершеннолетних возбуждены уголовные дела по части 3 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь, санкцией которой предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.
Ни один родитель, даже в самом страшном сне, не может себе представить, что его 15-ти или 17-летний ребенок будет направлен в места лишения свободы минимум на 8 лет.
Родителям немаловажно понимать, чем заняты дети в интернете. Специалисты советуют изучать переписку в социальных сетях, обращать внимание на установленные приложения, программы на компьютере или телефоне сына, дочери. Например, ViPole, Jabber и программы Tor могут свидетельствовать, что дети интересуются чем-то противозаконным.
Еще один важный фактор – ребенок перестал просить карманные деньги или хочет узнать реквизиты вашей банковской карты для перечисления денег под благим предлогом. Он может не нуждаться в пополнении баланса мобильного телефона (в таком случае целесообразно заказать детализацию звонков и интернет-трафика).
Все это должно подтолкнуть родителей к открытому разговору с сыном или дочерью. Подросткам следует не забывать аксиому: наркотики – зло. Они губят людей, поэтому за сбыт несовершеннолетним могут дать 7–12 лет колонии. Не отвечайте на сомнительные сообщения, не будьте пушечным мясом и не тешьте себя иллюзиями, что за одну-две закладки ничего не будет. Преступника найдут, а легкие деньги аукнутся тяжелыми последствиями.
Уважаемые родители! Наступил тот переломный момент, когда необходимо объединиться в борьбе с наркоманией и наркобизнесом.
Обращайте внимание на любые изменения в привычном поведении ваших детей. Ведь в каждом случае вовлечения подростков в незаконный оборот наркотиков, близкие отмечали изменения в их круге общения и поведении, зачастую не оставались незамеченными и новые вещи у детей. Однако осознание серьезности последствий наступало поздно.
Для любого родителя его ребенок самый лучший, но начните критично относиться к поведению своих детей. Ведь для того, чтобы заниматься сбытом наркотиков, не нужно пропадать где-то ночи напролет или исчезать из дома на несколько дней. Есть примеры, когда родители отпускали дочь погулять на несколько часов со своим парнем. А молодые люди в это время, прогуливаясь по городу, «минировали» его закладками с психотропами.
О чем бы вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности и правопослушного поведения.
Будьте настоящим другом своему ребенку. И чем раньше вы начнете обсуждать эти вопросы с детьми, тем лучше.
«Проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Республике Беларусь становится все более актуальной. Ежедневно следователи возбуждают уголовные дела по ст. 328 – за незаконный оборот наркотиков», – Следственный комитет Республики Беларуси.
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по итогам пяти месяцев 2023 года составляет 29. Это на 35 преступлений меньше в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Кроме того, отмечено сокращение количества детей, их совершивших, на 32,1 % (с 56 до 38), в том числе находящимися в состоянии наркотического возбуждения (- 47,1 %; с 17 до 9).
В настоящее время за совершение наркопреступлений в местах лишения свободы отбывает наказание 377 лиц, которые до осуждения являлись учащимися учреждений образования (210 (55,7 %) – колледжей, 127 (33,7 %) – школ, 40 (10,6 %) – вузов).
Уважаемые родители! Берегите детей от опасных связей, не позволяйте запятнать их жизнь!
1. Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать "Нет" любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность
2. Научите своего ребенка громко кричать "Это не моя мама!" (или "Это не мой папа!"), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника
3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются
4. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя
5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль
6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок
7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть
8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен
9. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен
свернуть
Консультация для родителей: «Компьютерная и игровая зависимость у детей»
Сегодня мы можем наблюдать интенсивную компьютеризацию и электронизацию детской игрушечной среды. И уже раннего возраста дети начинают играть в компьютерные игры.
Играя в компьютерные игры, телефон, электронные игрушки ребенок не проявляет инициативу, не фантазирует, не придумывает, не воображает.
Попадая в виртуальный мир, ребенок чувствует себя свободным, легко и гораздо более защищенным, чем в реальном мире. Это соблазнительное чувство может способствовать развитию компьютерной зависимости. Результатом избыточного погружения в компьютерные игры может явиться появление таких качеств, как неспособность планировать и прогнозировать свои действия, доводить дело до конца, концентрироваться и регулировать свое поведение.
Рекомендации родителям
свернуть
Как подружить ребёнка с книгой
Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы, приходя домой, хоть иногда видеть ребёнка не за монитором компьютера, а за книжкой. Но далеко не каждый может похвастаться любовью или хотя бы интересом своих детей к литературе. Детские впечатления самые сильные, и все основные качества и пристрастия закладываются в нас в детстве. Поэтому надо быть очень осторожным, чтобы слишком настойчивыми попытками приучить ребёнка читать и не отбить у него желание открывать книги в принципе.
Чтение – это не необходимость. Оно не должно ассоциироваться у ребёнка с чем-то важным, серьёзным и обязательным. Это удовольствие. А в первые годы жизни малыша, когда он ещё не может читать самостоятельно, это ваше совместное удовольствие. Если вы не знаете, с каких книг лучше начать (детское книгоиздание развивается очень стремительно), воспользуйтесь нашими советами.
1. Иллюстрации
Ребёнок познаёт мир, и ему интересно всё вокруг. Поэтому удержать его внимание размеренным чтением может быть сложно. И ваш главный помощник в этом – иллюстрации. Если в книге есть картинки, ребёнок точно обратит на неё внимание. Свобода выбора здесь безграничная - переиздания работ старых мастеров, рисунки современных молодых художников, реалистичность изображений или, наоборот, нарочитая «детскость»… Вы точно найдёте книжку, которую с удовольствием будете рассматривать вместе с ребёнком.
Но особое внимание стоит обратить на популярного шведского писателя и художника Свена Нурдквиста. Он прославился своими простыми забавными историями про старика Петсона и его котёнка Финдуса. Самое главное в его книгах – это иллюстрации. Они насыщены таким количеством деталей, что за разглядыванием одной картинки можно провести часы! Это не просто иллюстрации, это целые миры! И, закончив книжку, можно придумывать свои собственные истории по картинкам Нурдквиста.
2. Волшебно и странно
Волшебные миры, волшебные существа – практически беспроигрышный вариант, чтобы заинтересовать ребёнка. Правда, сейчас едва ли не любой, кто умеет писать, стремится выдумать собственный мир, собственных странных героев с труднопроизносимыми именами, как будто в этом залог успеха. Но удачных примеров немало! Один из них – книга Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада». Зоки – это маленькие и очень непослушные создания, которые больше всего на свете любят есть мёд и устраивать бедному Баде весёленькую жизнь. Поверьте, вы получите от этой книги не меньше удовольствия, чем ребёнок. Подзаголовок книги – «Пособие для детей по воспитанию родителей». Поэтому наверняка во многих ситуациях вы узнаете себя и сможете со стороны над собой посмеяться. А дети будут смеяться над уморительными зоками и незадачливым Бадой.
3. На самом интересном месте!
Практически все детские книжки небольшие по объёму. Долго держать внимание ребёнка очень трудно, мы об этом уже говорили. Но это не повод избегать длинных историй и толстых книг.
«Продолжение следует…» - одна из самых интригующих фраз в мире. По-настоящему интересная история с продолжением может увлечь самого отчаянного нелюбителя книг и превратить семейное чтение в самый приятный домашний ритуал.
Тут главное – правильно выбрать историю. Она должна быть насыщена событиями, но не слишком, чтобы ребёнку было не сложно следить за повествованием и запомнить героев.
Для этого идеально подходят книги норвежской писательницы Анне-Кат Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» и «Маленький подарок Антона». Это простые истории о жизни семьи. Но и обычная жизнь может быть полна приключений – у папы украли грузовик, а дети отправились его искать, из деревни приехала бабушка, в лесу дети встретились с настоящим медведем…
Самый простой способ заинтересовать ребёнка – оставить развязку очередной мини-истории на следующий день. Кто же украл папин грузовик? Смогут ли ребята сами его найти? И вам не придётся уговаривать ребёнка немножко почитать, он сам будет просить вас об этом! Из более современных писателей обратите внимание на Кейт ДиКамилло. Героями её чудесных книг являются дети и животные. Они дружат, вместе попадают в разные переделки и помогают друг другу. Кстати, такие «долгоиграющие» книги лучше коротких рассказов ещё и потому, что ребёнок успеет привыкнуть к героям, а значит, научится сопереживать им.
4. Вечные ценности
Ну и напоследок – тяжёлая артиллерия! Вспомните всё, что вы сами любили читать в детстве. Достаньте с дальних полок зачитанные сборники сказок Андерсена, книги Астрид Линдгрен, Виктора Драгунского, Николая Носова, Эдуарда Успенского…Теперь вы с чистой совестью можете прочитать их снова (а заодно и сравнить, как отличается ваше сегодняшнее восприятие книги от того, как вы воспринимали её в детстве, - это очень увлекательно). На этих книгах выросло не одно поколение детей, так что они точно не подведут!
Вообще, единственный способ приучить ребёнка к чтению – это читать. Читать самим, чтобы он видел, что это действительно интересное занятие, раз взрослые посвящают ему столько времени. И читать вместе с ребёнком. Сначала вы ему, а потом – по очереди. Несмотря на все советы, выбор книг не так уж важен. Важен подход. Чтобы семейное чтение приносило удовольствием всем его участникам, читайте то, что по-настоящему нравится вам самим.
свернуть
Игровая зависимость - что это?
Зависимости от игр или интернета чаще настигает молодое поколение. Начинается недуг с незначительного времени, проводимого за компьютером, которое затем становится все больше и больше. Развивается постепенно, и если вовремя не вмешаться, переходит в тяжелую форму. Человек может испытывать душевные и физические муки при желании поиграть. В таком случае требуется специальное лечение.
Механизм игромании прост - он заставляет мозг выделять гормон удовольствия - эндорфин, что действует аналогично наркотикам. В отличие от них игры воспринимаются организмом легче, так как гормон выделяется не под воздействием химических препаратов.
Основные признаки игромании:
Компьютерная зависимость делится на две категории: зависимость от сетевых и обычных игр. Существуют определенные симптомы в поведении человека, которые заставляют близких задуматься о проблеме. Наиболее настораживающие из них:
Постоянная проверка обновления игр.
Увеличение времени, проводимого за компьютером.
Увеличение расходов на игры: дополнения к ним и другие атрибуты.
Улучшение настроения во время игр и ухудшение в их отсутствие.
Если человек зависим, то его ничто не отвлечет от игры.
Если отвлечь игромана, то он проявляет агрессию.
Пренебрежение всеми делами в пользу игр.
Отказ от общения с близкими людьми и друзьями, замена виртуальным общением.
Пренебрежительное отношение к своему здоровью, гигиене в пользу развлечения.
Существуют также физические признаки зависимости от компьютерных игр:
Усталость и сонливость.
Бессонница и постоянный недосып.
Головные боли и мигрень.
Боль в спине и запястьях.
Снижение иммунитета.
В таких случаях игроману требуется медицинское вмешательство не только по поводу избавления от зависимости, но и от приобретенных заболеваний.
Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:
Дети, страдающие от дефицита внимания.
Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае - любовь и участие в жизни ребенка.
Дети - холерики и дети - меланхолики.
Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других "вживаются" в предлагаемые обстоятельства.
Дети из "проблемных" семей.
Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие - скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
Дети, не приученные беречь время.
Если ребенкапс детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.
Дети, страдающие комплексами.
Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.
Профилактика игровых зависимостей.
Возможно предотвратить такой серьезный недуг. Поговорите с близким человеком, попытайтесь выяснить его проблемы, чем его может так привлекать виртуальный мир. Выражайте свое мнение мягко, не критикуйте и не ругайте игромана.
При необходимости посоветуйтесь с психологом о том, как лучше действовать в конкретных ситуациях. Предложите человеку, увлеченному играми, также побеседовать с ним.
Ограничьте доступ игромана к книгам, фильма и передачам, связанным с насилием, что поможет уменьшить проявления агрессии. Попытайтесь понять суть игр, что может привлекать зависимого в них.
Как избавиться от компьютерной зависимости?
При лечении зависимости от игр недопустимы радикальные меры. Все действия должны быть мягкими и осторожными, дабы не спровоцировать чувство агрессии и еще больше отдалить от себя человека. Усугубят ситуацию категорические запреты на игры, компьютер или интернет.
Существует вероятность того, что игроман замкнется в себе и тогда ситуация ухудшится. До него сложно будет достучаться, и даже психологическая помощь может не оказать положительного влияния. А в некоторых случаях возможны попытки бегства или суицида.
Родственникам и близким людям также необходима психотерапия. Она поможет пережить стресс и наладить отношения с зависимым. Семейная терапия в таких случаях оказывается очень результативной и поможет игроку избавиться от проблемы, а родственникам лучше понять его и наладить контакт.
Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.
Врага нужно знать в лицо
Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.
В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в "World of Tanks".
"Танки" не столь кровавы, как "Splatterhouse", где оторванные конечности, содранная с врагов кожа - это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в "Танки" требует денежных вложений - ведь технику нужно улучшать ("прокачивать"). Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Встречаются взрослые мужчины, которые большую часть своих доходов "вкладывают" в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.
Советы специалиста
Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику.
Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип "мы - команда".
Дарите своему ребенку яркие впечатления и незабываемые моменты!
Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
Обозначьте ребенку круг его обязанностей. Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от "танчиков" и "войнушки", но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.
Вывод - не спешите навешивать на ребенка ярлыки "игроман", "зависимый", "больной"… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок. Есть у него зависимость или нет - вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное - любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали "поглощать" личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.
свернуть
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы.
Семья – это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.
Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности.
Дети не выбирают родителей, они принадлежат им фактом своего появления на свет. Поэтому очень важно, чтобы родители были приняты, узаконены собственными детьми.
Семья для ребёнка – это место его рождения и становления. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь.
Принимайте ребёнка таким, каким он есть. В одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети прямо противоположные первым. И каждого, независимо от их качеств, родители должны с любовью принять, ибо только деятельная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои недостатки и проявить свои достоинства.
Секреты любви и взаимопонимания
(Тайные мечты каждого ребенка)
Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!
Рекомендации родителям подростка по созданию благоприятного психологического климата
Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
Признание и одобрение со стороны родителей.
Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
Тесное сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или со специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом).
Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.
Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
свернутьРЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У РЕБЁНКА ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ
Обсудить с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
Проговорить с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
Дать ему рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
Каждую трудную ситуацию не оставлять без внимания, анализировать вместе с ребенком.
Обсуждать с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
Не опаздывать с ответами на вопросы ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
Постараться сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
Учить ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если?..»
Не обсуждать при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
Развивать чувство юмора у ребёнка.
Акцентировать внимание ребёнка на удачах, на положительных моментах жизни. Трудности бывают у всех, но они преодолимы и в целом жизнь прекрасна!
Позитивное отношение к жизни - путь к гармонии и счастью
„Если вам достался лимон — сделайте из него лимонад“
- Дейл Карнеги
Позитивное отношение
Что такое позитивное отношение? В первую очередь, это наличие у человека позитивного мышления. Мышление со знаком плюс – это фундамент, на котором строится наше позитивное отношение ко всему окружающему миру – к жизни, к людям и к самому себе.
В чем проявляется позитивное отношение?
ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ к окружающему миру обладает одной интересной способностью – оно ИЗМЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ! Причем в лучшую сторону! Положительный взгляд на вещи непременно приводит к Счастью и Успеху!
Какие преимущества у позитивного мышления?
Позитивное отношение к жизни
Что это значит — «позитивно относиться к жизни»?
«Да чего тут разъяснять» — скажут многие. Все очень просто – радостней смотри на жизнь, будь веселым, всегда в настроении – и всех делов.
На первый взгляд это действительно просто. Но почему тогда не каждому это удается? Почему не все люди относятся к жизни позитивно?
Все дело в препятствиях. В преградах и барьерах на нашем пути. Вернее, не в них, а в нашей реакции на них.
Проблемы бывают у всех
Просто очень многие воспринимают их как какое-то наказание, как что-то фатальное, чуть ли не как «Божью кару». И начинают себя соответственно вести – падать духом, вешать нос, впадать в уныние – делая свою жизнь и жизнь окружающих просто невыносимой. «Да за что мне это?» «Когда же это все закончится?», «Почему именно я?» — часто слышим мы от них. И таких людей большинство среди нас. Их легко узнать по хмурым и серым лицам, потухшим взглядам, опущенным головам и отсутствию улыбки. Знакомая картина?
А есть и другая категория. У них тоже в жизни случаются проблемы и неприятности, но только они относятся к ним по-другому. Эти люди привыкли рассматривать ПРЕПЯТСТВИЯ на пути к мечте как новую ВОЗМОЖНОСТЬ. Возможность роста! Преодолеть барьер – значит стать сильнее и перейти на другой уровень. Такие люди верят в свои силы и идут к своей цели, несмотря ни на что!
Вот это и есть позитивное отношение к жизни – с легкостью справляться с жизненными трудностями. Принимая его в свою жизнь и делая такое отношение своей привычкой, вы избегаете беспокойства, страхов, негативных реакций и привлекаете положительные перемены, счастье и успех.
Помните, что на любую проблему можно посмотреть двояко – как на возможность или как на тупик. И выбор всегда остается за вами.
Люди, относящиеся к жизни позитивно, любую проблему всегда будут рассматривать только как возможность.
«Как мне можно это использовать?»
«Какой урок я могу из этого вынести?»
«Что Вселенная хочет этим сказать?» — такие вопросы они задают себе в первую очередь.
Позитивное отношение к жизни – главный стержень этих людей. Нет ничего невозможного и фатального. Нет плохих или хороших событий. Есть только наше ОТНОШЕНИЕ к ним. Позитивное или негативное.
Делайте ваш выбор! Становитесь на позитивную сторону жизни!
Что нужно делать, чтобы позитивное отношение к жизни закрепилось у вас на «глубинном уровне», перешло в подсознание и стало повседневной привычкой? Есть несколько правил и рекомендаций, регулярное выполнение которых способно сделать из вас позитивного человека.
7 правил позитивного отношения к жизни
Позитивное отношение к людям
В чем проявляется позитивное отношение к людям?
Те, кто положительно настроен к окружающим, видят, в первую очередь, только хорошее в человеке. Они общительны и доброжелательны, на их лицах всегда играет приветливая улыбка. Все это позволяет им без проблем сближаться с людьми и получать в ответ такое же позитивное отношение.
4 преимущества позитивного отношения к людям
1. Позитивно настроенные люди более счастливы в жизни.
То, что Позитив и Счастье – близнецы-братья, известно уже очень давно. Хорошее отношение к окружающим делает человека счастливее уже хотя бы потому, что у него практически не бывает конфликтов и всяких негативных ситуаций в жизни, что уже можно назвать счастьем в наше время тотальных стрессов.
2. Позитивное отношение благоприятно влияет на здоровье.
То, что позитивное отношение и здоровье глубоко взаимосвязаны – доказанный медицинской наукой факт. Люди, мыслящие позитивно, выздоравливают в разы быстрее, лучше реагируют на лечение и значительно быстрее идут на поправку.
3. Люди, позитивно настроенные по отношению к другим, также относятся и к самому себе.
Они находятся в полной гармонии и согласии с собой, они себя уважают. В общем, позитивное отношение к себе начинается с позитивного отношения к другим.
4. Позитивные люди – пример для подражания.
К ним тянутся, как к свету, за ними идут, в их обществе хочется находиться. Свое отношение к миру такие люди распространяют вокруг, они излучают его. А значит, делают наш мир лучше, добрее и позитивнее!
Формирование позитивного отношения
Разумеется, формирование позитивного отношения – дело не одной минуты, требует затрат времени и в идеале должно стать хорошей привычкой.
Советы, приведенные ниже, позволяют развить в себе позитивный взгляд на мир, стать оптимистом по жизни и научиться замечать вокруг только хорошее.
Оптимистами не рождаются – ими становятся!
свернутьУважаемые родители!
СПИД – чума 21 века, лекарство от которого ещё не изобрели.
Почему вы должны говорить о СПИДе со своим ребёнком?
Потому что детям всех возрастов необходимо всё знать об этой страшной болезни.
Дети слышат о СПИДе с экрана телевизора, в школе и от друзей во дворе. Многое может и не соответствовать истине.
У детей возникает много вопросов и тревог относительно СПИДа. Кто лучше родителей сможет на них ответить?!
Получение ребёнком информации о СПИДе должно быть систематическим.
Лучший способ научить вашего ребёнка тому, как защититься от СПИДа, состоит в том, чтобы говорить о нем в неформальной обстановке. Много раз повторяя, поскольку ваш ребёнок растет, и у него могут появиться все новые и новые вопросы.
Что надо знать о СПИДе?
СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, смертельно опасная болезнь. СПИД вызывается вирусом, называемым ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).
Приобретенного - заболевание приобретается в течении жизни.
Иммунного - недостаточная активность иммунной системы, ее расстройство, ослабление, угасание защитных, иммунных сил организма в противостоянии возбудителям болезней.
Дефицита - отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на появление патогенных микроорганизмов.
Протекание болезни.
Первая стадия - острая инфекция. Протекает как «гриппоподобное заболевание» (повышение температуры, насморк, кашель, сыпь на коже). Спустя 2-3 недели острый период проходит. Следует отметить, что в 60-70% случаев острое начало может отсутствовать. Человек, не зная о наличии вируса, может заражать других.
Вторая стадия - асимптомная инфекция (АИ). Полное отсутствие клинических проявлений ВИЧ-инфекции. Носителей ВИЧ-инфекции можно выявить, только проводя специальные лабораторные исследования.
Третья стадия - персистирующая генерализованная лимфаденопатия (ПГЛ). Возникает через 3-5 лет после второй стадии. На фоне снижения защитных сил организма возникают различные симптомы болезни: увеличение лимфатических узлов, головные боли, расстройство кишечника, упадок сил. Лечение дает кратковременное улучшение, человек еще трудоспособен.
Четвертая стадия - пре-СПИД и собственно СПИД. По мере развития инфекционного процесса иммунная система полностью разрушается. Организм не в состоянии бороться не только с патогенными, но и с обычными микробами. Развиваются поражения слизистых оболочек, лимфоузлов, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, органов зрения, нервной системы. Больной теряет в весе около 10%. Смертельный исход неизбежен.
Достоверно известны три пути заражения:
ВИЧ не передается:
Меры профилактики и защита:
Специфических средств профилактики ВИЧ-инфекции в настоящее время в мире не существует. Поэтому защита от этой страшной болезни зависит от образа жизни и поведения самого человека.
К сожалению, человечеству, вероятно, не скоро удастся избавиться от ВИЧ-инфекции. Поэтому советуем вам не прекращать бесед с ребёнком о ней.
Пусть для вас и вашего ребёнка не будет запретных тем для разговора. И не читайте подростку нотаций! Тогда он с большей охотой будет обращаться к вам за советом при возникновении каких-либо проблем.
|
||||
|
||||
Причины замкнутости |
Рекомендации по преодолению возникших проблем |
||
психологические особенности ребёнка |
Крайняя осторожность и чуткость, не стремиться «перевоспитать» |
||
переутомление, недомогание, ссора с близким другом |
Выяснить причину, помочь безболезненно пережить данный период. |
||
в семье воспитывается один ребенок |
Расширять круг общения, правильно развивать коммуникативные способности |
||
недостаток общения и внимания в семье |
Слушать и слышать ребёнка, интересоваться его проблемами |
||
сдерживание ребёнком, возникающих у него эмоций и желаний. |
Ребёнку крайне необходимо давать выход своим впечатлениям, эмоциям и чувствам |
||
постоянное недовольство ребёнком |
Безусловное принятие ребёнка таким, каков он есть |
||
ребёнок испытывает чувство незащищённости |
Вселять уверенность в поддержке и понимании, чувстве душевного покоя |
||
недостаточное проявление родительской ласки и любви |
Проявлять любовь к ребёнку, почаще говорить ему об этом |
свернуть
Почему многие родители способны поднять руку на своего ребёнка?
Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься.
Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.
Речь здесь идёт не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно – также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенными методами воспитания и вызывают только ответную жестокость.
Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребёнка они ничему не учат. Только унижают, оскорбляют, раздражают его.
Почему бьют детей?
Физические наказания – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.
В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы:
* «Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьёзное» (но как раз серьёзный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
* «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют).
* «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).
Реакция на побои бывает у детей самой разной
Ребёнку трудно осознать, что он подвёргся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.
Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
У тех, кого в детстве били душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувство боли и обиды и во взрослом состоянии.
Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения, то попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:
-каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;
-давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
-не принуждайте его, а постарайтесь объяснить почему нужно сделать так, а не иначе;
-уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);
-не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)
-не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);
-помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
-почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);
-предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
-после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
-нельзя наказывать больного ребёнка;
-если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)
-заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ..»)
- предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
-никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
-будьте последовательны в своих требованиях;
свернуть
Если вас волнуют такие вопросы: как научиться любить подростка, вечно меняющегося и приносящего много огорчений? Как помочь такому любимому, немного заблудившемуся в себе ребёнку? И многие другие…
Обращайтесь:
И вместе с педагогом-психологом вы распутаете этот сложный клубок противоречий, из которых и соткётся сложная ткань будущей личности вашего ребёнка!
Предлагаем вам для чтения некоторые книги, рекомендованные психологами:
3.«Как быть родителями» Спиваковская А. С.
Подростковый возраст – один из самых сложных, но в то же время один из самых значимых периодов в жизни наших детей . В этот короткий отрезок времени ребёнок проходит большой путь в своём развитии.
У ребёнка происходят основные физиологические изменения:
об ответственности за свои действия.
Личностное развитие ребёнка на данном этапе характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны, потребностью в самоутверждении,
с другой – в общении со сверстниками.
Помогите ребёнку научиться принимать себя таким, какой он есть, со всеми сильными и слабыми сторонами. Только реально оценивая себя, подросток имеет шанс изменить себя.
Как помочь ребёнку принять себя?
В этот период у подростка появляется своя позиция. Он считает себя достаточно взрослым, и относиться к себе как к взрослому. Примите эту позицию. Если вы хотите сохранить добрые отношения, то меняться и подстраиваться придётся вам.
Как примириться со взрослением своего ребёнка?
Меняйтесь вместе с вашим ребёнком, это поможет по – новому выстроить ваши отношения с ним.
свернутьСкоро в школу... Этой осенью Ваш ребенок переступит ее порог. В Ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Уважаемые родители!
Эти и многие другие игры помогут вам создать благоприятные условия для развития произвольного внимания, наблюдательности, памяти, воображения, логического и образного мышления ваших детей, будут способствовать формированию у них устойчивого познавательного интереса. Кроме того, эти развивающие игры позволят определить, на какие стороны психологической готовности к школе следует обратить особое внимание.
РАЗВИВАЕМ
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
РАЗВИВАЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.
РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ
В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Перед детьми раскладывается серия последовательных картинок в неправильном порядке. Играющим предлагается установить верную последовательность картинок и составить по ним рассказ.
ТРЕНИРУЕМ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ
Предложите ребенку игру "Как это можно использовать?"- найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Успехов Вам и терпения!
С уважением СППС
свернутьПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1.Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2.Опосайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4.Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
5.Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
6.Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
7.В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
8.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
9.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
10.Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я не правильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
35 заповедей родителям от детей
свернуть
ВЫБИРАЕМ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы: Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)? По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка? Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения? Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты? Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)? Какова продолжительность обучения? Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников? Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата? Адрес учебного заведения и его полное название?
|
|
ВОПРОСЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ (задайте эти вопросы детям, подумайте над ответами вместе) От каких своих умений и способностей ты получаешь наибольшее удовлетворение? Твои основные интересы и любимое времяпрепровождение? Твои любимые учебные предметы? Чем бы ты хотел заниматься каждый день по 8 часов из года в год? О какой работе ты мечтаешь? Каким ты представляешь свое занятие через 10 лет? Какая работа была бы для тебя идеальной? Твои сильные стороны и навыки, позволяющие тебе считать себя подходящим для работы, которая тебе кажется идеальной? Какие пробелы в своих знаниях и умениях тебе необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную работу? Если работа, идеальная для тебя недостижима в настоящее время, то какую работу ты мог бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении? Главное, спланируйте ближайшие и долгосрочные цели в области профессии и карьеры и действуйте! |
|
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ПОМОГАЮЩИМ ШКОЛЬНИКУ ВЫБРАТЬ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ
|
Выбор профессии — трудный и важный шаг в жизни человека. Не выбирайте будущую профессию случайно. Доверьтесь профессионалам. Обдумайте выбор с учетом способностей ребенка, его внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против»: - обдумайте все его хобби, интересы, увлечения — они могут стать его профессией. - взвесьте сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества. - ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют его интересам и способностям; приобретайте информацию о новых и востребованных профессиях. - общайтесь с людьми избираемых профессий, совершайте вместе с ребенком экскурсии на рабочие места этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда. - посещайте дни открытых дверей в учебных заведениях, в которых можно получить избранную профессию. - сравните личные качества и возможности ребенка с характером той профессии, которую он выбираешь. - если ребенок твердо принял решение — не настаивайте, чтобы он отступил, пусть решительно идет к намеченной цели. И всегда помните: окончательный выбор только за ним, ибо выбирая профессию, он выбирает судьбу. |
|
Профессия должна приносить удовольствие, положительные эмоции, обеспечивать максимальную реализацию возможностей человека и приносить пользу обществу.
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. -что он хочет; -что он может; -что от него потребует работа и коллектив. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Будущая профессия должна соответствовать интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества. ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль играют участие в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей». ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Развитие мышления, памяти, внимания, трудолюбия, добросовестности, организованности, самостоятельности, инициативности, выдержки, настойчивости.
|
|
ЗАТРУДНЕНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ 1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: давление родителей; выбор профессии за компанию; ориентация сразу на профессии высокой квалификации; неумение определить путь получения профессии. 2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ: незнание или недооценка своих физических особенностей; незнание или недооценка своих психологических особенностей; неумение соотнести свои способности с требованиями профессии; 3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ: увлечение только внешней стороной профессии; предубеждение в отношении престижности профессии; незнание требований профессии к человеку.
|
В отечественной психологии впервые вопрос о существовании критических и стабильных периодов был поставлен П.П. Блонским в 20 – е годы. Позже изучению кризисов развития были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и др.
В результате исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко, критически, либо постепенно, литически. В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.
В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период. Используя возрастную периодизацию Л. С. Выготского с учётом современных представлений о границах возрастов, выделяют следующие стабильные периоды в детском развитии:
Младенческий возраст 2 мес. – 1 год
Раннее детство 1-3 года
Подростковый возраст 11-15 лет
Младший школьный возраст 7 – 11 лет
Старший школьный возраст 15 – 17 лет
Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребёнок меняется весь. Критические периоды, по замечанию Л.С. Выготского, - это «поворотные пункты» в детском развитии.
В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.
В детской психологии принято выделять:
Кризис новорождённости.
Кризис одного года.
Кризис 3 лет
Кризис 7 лет
Кризис подростковый 12- 14 лет
Кризис юности 17 – 18 лет
С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей.
Во – первых, следует отметить неопределённость, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса.
Во - вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка. По мнению родителей и воспитателей, он становится совершенно другим.
В – третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный характер. В эти периоды ребёнок не сколько приобретает, сколько теряет из приобретённое прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребёнок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее.
В – четвёртых, в кризисные периоды всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в стабильные периоды.
Принято выделять семь симптомов, так называемое «семизвездие кризиса»
Негативизм. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый.
Упрямство – второй симптом кризиса. Ребёнок настаиваем на чём – либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал».
Строптивость – это третий симптом. В отличие от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни.
Четвёртый симптом - своеволие, проявляющееся в стремлений ребёнка к самостоятельности, в желании все делать самому.
Наряду с основными, выделяют ещё три дополнительных симптома кризиса.
Это протест – бунт, когда все поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому поводу.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (говорит «плохие» слова) и по отношению к любимым вещам (рвёт книги, ломает игрушки).
В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё симптом – деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям.
Что нужно знать о кризисах?
1.Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.
2. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более взрослым отношениям с окружающими.
3. Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.
свернуть
(анкета)
Помните о том, что агрессивные формы поведения чаще всего развиваются в результате подражания поведению взрослых.
свернутьТРАВЛЯ В ШКОЛЕ. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
Памятка родителям
Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников) – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Жертвами буллинга часто становятся:
• дети с физическими недостатками – носящие очки, имеющие слабый слух, двигательные нарушения, и, как правило, они не могут защитить себя;
• дети с отклонениями в поведении – например, импульсивные или, наоборот, чрезмерно замкнутые и заторможенные;
• дети с различными особенностями внешности – рыжие волосы или веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, чрезмерная полнота или худоба, особая форма головы, слишком большой или маленький рост;
• дети с неразвитыми социальными навыками, которые не умеют общаться, они стеснительны или, наоборот, агрессивны, а в худшем случае могут даже воровать вещи у товарищей и совершать другие антисоциальные поступки, травля усугубляет их и без того трудную ситуацию;
• дети с отсутствием опыта жизни в коллективе – этим отличаются так называемые «домашние дети», у них слабо развиты навыки взаимодействия в коллективе, кроме того, они бывают очень эгоистичны, поэтому нередко становятся объектом нападок со стороны остальных;
• дети с различными болезнями – например, энурез, нервный тик, эпилепсия, заикание и другие физические и психические нарушения;
• дети с низким интеллектом и трудностями в обучении; неуспеваемостью, затруднениями в освоении даже несложного материала – также распространенный повод для насмешек.
Жертвы буллинга проявляют следующие особенности поведения:
• притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
• боятся идти одни в школу и из школы, просят проводить их на уроки, опаздывают;
• становятся эмоционально неустойчивыми, изменяется их привычное поведение и вне школы;
• снижается успеваемость, теряется интерес к любимым занятиям;
• проявляют большую тревогу, порой страхи настолько сильны, что может нарушаться сон, аппетит, появляться заикание, нервные тики;
• для них характерны молчаливость, замкнутость, нежелание идти на разговор;
• если ребенок подвергся физическому насилию, то можно обнаружить рваную верхнюю одежду или поврежденные вещи; постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
• часто просят дать денег, воруют с целью откупиться от насильника;
• как проявление крайней степени кризисного состояния: появляются суицидальные мысли.
Для взаимодействия с обидчиком можно посоветовать ребенку воспользоваться тремя простыми вопросами.
1. «Для чего ты это (сказал, сделал и т.д.)?». Если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не сможет ясно ответить, для чего он это делает.
2. «Как ты это определил?» Если, например, ребенка обзывают неумехой, то задать этот вопрос: «Как ты определил, что я не умею это делать?».
3. «Что тебе мешает...?». Например: «Что тебе мешает отойти и заняться своим делом?», «Что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «Что тебе мешает обратиться ко мне за помощью, вместо того, чтобы завидовать?» и т.д.
Обидчиками, как правило, становятся:
• дети, стремящиеся к лидерству, которые не могут самоутвердиться в учебном заведении социально приемлемыми способами: за счет учебы, общественной деятельности, спорта, но претендуют на высокий статус в коллективе;
• подростки из авторитарных семей, где распространено насилие, притом не только физическое, но чаще психологическое и эмоциональное, а также в чьих семьях процветают идеи шовинизма, расизма и снобизма;
• дети с генетической предрасположенностью к повышенной агрессивности.
Обидчикам характерны следующие особенности поведения:
• имеют потребность господствовать и подчинять себе других;
• импульсивны и легко приходят в ярость;
• часто ведут себя вызывающе и агрессивно по отношению к взрослым;
• не испытывают сочувствия к своим жертвам;
• если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков; девочки, как правило, объявляют своим жертвам настоящую психологическую войну.
Что делать, если ты стала жертвой травли
1. Будь уверена в том, что подобное поведение недопустимо
Дело в том, что зачастую многие в школе могут быть абсолютно убеждены, что это совершенно нормальная, хоть и печальная ситуация. Мол, ну что тут поделаешь…
2. Ищи поддержки
Пробуй заводить дружбу с теми одноклассниками, которые более сдержано себя ведут. Тебе очень важно иметь друзей, которые уважительно к тебе относятся, поддерживают тебя, сочувствуют и готовы встать на твою сторону.
3. Обращайся за помощью к взрослым
Тебе должен помочь любой человек, который готов планомерно объяснять учителю и объяснять, что так быть не должно.
4. Иди до конца
Если учитель разводит руками и начинает говорить про то, что «ничего нельзя поделать», то надо обращаться выше – к завучу и директору.
5. Поменяй коллектив
Если при обращении с проблемой к руководству школы все дружно разводят руками, надо менять школу.
ТРАВЛЯ В ШКОЛЕ. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
Памятка родителям
Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников) – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Жертвами буллинга часто становятся:
• дети с физическими недостатками – носящие очки, имеющие слабый слух, двигательные нарушения, и, как правило, они не могут защитить себя;
• дети с отклонениями в поведении – например, импульсивные или, наоборот, чрезмерно замкнутые и заторможенные;
• дети с различными особенностями внешности – рыжие волосы или веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, чрезмерная полнота или худоба, особая форма головы, слишком большой или маленький рост;
• дети с неразвитыми социальными навыками, которые не умеют общаться, они стеснительны или, наоборот, агрессивны, а в худшем случае могут даже воровать вещи у товарищей и совершать другие антисоциальные поступки, травля усугубляет их и без того трудную ситуацию;
• дети с отсутствием опыта жизни в коллективе – этим отличаются так называемые «домашние дети», у них слабо развиты навыки взаимодействия в коллективе, кроме того, они бывают очень эгоистичны, поэтому нередко становятся объектом нападок со стороны остальных;
• дети с различными болезнями – например, энурез, нервный тик, эпилепсия, заикание и другие физические и психические нарушения;
• дети с низким интеллектом и трудностями в обучении; неуспеваемостью, затруднениями в освоении даже несложного материала – также распространенный повод для насмешек.
Жертвы буллинга проявляют следующие особенности поведения:
• притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
• боятся идти одни в школу и из школы, просят проводить их на уроки, опаздывают;
• становятся эмоционально неустойчивыми, изменяется их привычное поведение и вне школы;
• снижается успеваемость, теряется интерес к любимым занятиям;
• проявляют большую тревогу, порой страхи настолько сильны, что может нарушаться сон, аппетит, появляться заикание, нервные тики;
• для них характерны молчаливость, замкнутость, нежелание идти на разговор;
• если ребенок подвергся физическому насилию, то можно обнаружить рваную верхнюю одежду или поврежденные вещи; постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
• часто просят дать денег, воруют с целью откупиться от насильника;
• как проявление крайней степени кризисного состояния: появляются суицидальные мысли.
Для взаимодействия с обидчиком можно посоветовать ребенку воспользоваться тремя простыми вопросами.
1. «Для чего ты это (сказал, сделал и т.д.)?». Если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не сможет ясно ответить, для чего он это делает.
2. «Как ты это определил?» Если, например, ребенка обзывают неумехой, то задать этот вопрос: «Как ты определил, что я не умею это делать?».
3. «Что тебе мешает...?». Например: «Что тебе мешает отойти и заняться своим делом?», «Что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «Что тебе мешает обратиться ко мне за помощью, вместо того, чтобы завидовать?» и т.д.
Обидчиками, как правило, становятся:
• дети, стремящиеся к лидерству, которые не могут самоутвердиться в учебном заведении социально приемлемыми способами: за счет учебы, общественной деятельности, спорта, но претендуют на высокий статус в коллективе;
• подростки из авторитарных семей, где распространено насилие, притом не только физическое, но чаще психологическое и эмоциональное, а также в чьих семьях процветают идеи шовинизма, расизма и снобизма;
• дети с генетической предрасположенностью к повышенной агрессивности.
Обидчикам характерны следующие особенности поведения:
• имеют потребность господствовать и подчинять себе других;
• импульсивны и легко приходят в ярость;
• часто ведут себя вызывающе и агрессивно по отношению к взрослым;
• не испытывают сочувствия к своим жертвам;
• если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков; девочки, как правило, объявляют своим жертвам настоящую психологическую войну.
Что делать, если ты стала жертвой травли
1. Будь уверена в том, что подобное поведение недопустимо
Дело в том, что зачастую многие в школе могут быть абсолютно убеждены, что это совершенно нормальная, хоть и печальная ситуация. Мол, ну что тут поделаешь…
2. Ищи поддержки
Пробуй заводить дружбу с теми одноклассниками, которые более сдержано себя ведут. Тебе очень важно иметь друзей, которые уважительно к тебе относятся, поддерживают тебя, сочувствуют и готовы встать на твою сторону.
3. Обращайся за помощью к взрослым
Тебе должен помочь любой человек, который готов планомерно объяснять учителю и объяснять, что так быть не должно.
4. Иди до конца
Если учитель разводит руками и начинает говорить про то, что «ничего нельзя поделать», то надо обращаться выше – к завучу и директору.
5. Поменяй коллектив
Если при обращении с проблемой к руководству школы все дружно разводят руками, надо менять школу.
свернуть
Темперамент вашего малыша
Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у младенца. Природа создала нас непохожими друг на друга. Вовремя осознав это, вы сможете лучше понять своего ребенка.
Наследство предков
Индивидуальный, природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения. Кроха рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке и т.п.
Один малыш, почувствовав дискомфорт, начинает плакать, другой - возмущенно кричать, а третий спокойно заснет, не обращая внимания на неудобства. Сигналы обо всем происходящем поступают в определенные участки мозга, возбуждая их активность. Маленькие дети из-за незрелости мозга и отсутствия социального опыта находятся всецело во власти врожденного темперамента.
Но ребенок растет, усваивает уроки воспитания, берет пример со старших. Он учится терпеть, проявлять силу воли или, наоборот, отступать, в общем, овладевает механизмами, которым под силу справиться с врожденным темпераментом.
Иванушка и Несмеяна
Она все время плакала. Если солнце заходило за тучи, плакала от холода, если светило ярко, от жары. А Иванушка-дурачок радовался и солнцу, и дождю, и стуже. Несмеяна - типичный меланхолик, Иванушка - сангвиник. Волк и лиса из народных сказок, как правило, холерики. Все-то они недовольны, суетятся, злятся. Ну а спокойный ежик, несущий в свою норку запасы на зиму, - явный флегматик: все видит, но ни во что без нужды не вмешивается. Конечно, в жизни все не так однозначно. Выясните тип темперамента вашего ребенка, чтобы общаться с ним без конфликтов и стрессов.
Сангвиник
Он жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран. Сангвиник прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Быстро засыпает и всегда просыпается в хорошем настроении. Наказания переносит легко, быстро о них забывает. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами.
Это вообще самый "удобный" для воспитания темперамент. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия. Воспитывая сангвиника, учите его терпению и упорству и следите, чтобы его оптимизм и жизнерадостность не переросли в легкомыслие и непостоянство.
Холерик
Это неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. Часто горячится и вступает в конфликты. Нередко испытывает страх и гнев, непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. К замечаниям относится спокойно, а вот физическим наказания сопротивляется.
Предпочитает шумные игры, баловство, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Новую информацию схватывает на лету и тут же забывает. Говорит громко и быстро. К новой обстановке привыкает легко. А вот засыпает с трудом, и никогда не предугадаешь, в каком настроении проснется.
Попытайтесь снизить скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы; помогайте выбрать хобби, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях; занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность; учите его обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.
Флегматик
Он очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже малоэмоциональный, не любит рисковать. Этот ребенок любит спокойные игры. Он не бывает лидером среди сверстников. Новую информацию усваивает медленно, но зато навсегда. Долго адаптируется к новшествам, перемен не любит. А вот засыпает быстро, спит спокойно, но просыпается медленно и долго ходит вялый.
Постарайтесь развить в малыше любознательность и инициативность; ускоряйте его черепашьи темпы (в этом вам помогут любые игры на скорость, и ловкость); показывайте ему пример ярко выраженного, эмоционального поведения: сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у вас переймет.
Меланхолик
Он робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Новую информацию усваивает с трудом, все время отвлекается и быстро устает. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, неадекватную силе раздражителя. Спать укладывается долго, засыпает быстро, утром легко встает. Очень тяжело привыкает к новым местам и потому не любит ходить в садик и школу.
Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости; ему нельзя приказывать, противопоказаны категоричные обращения и отрицательные оценки; с таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентируя внимание на положительных сторонах.
свернуть