Работа с одаренными учащимися

Рекомендации педагогам по выявлению одаренных учащихся

развернуть

Тесты для выявления способностей ЗДЕСЬ

свернуть

Список литературы

развернуть
  1. Алекссев, Н. Д. Одарённость: способности, мотивация и творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Н. Д. Алексеев. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2006. – 88 с.
  2. Альбицкая, Н. Е. Технологии развития навыков исследовательской деятельности одарённых школьников / Н. Е. Альбицкая // Исследовательская работа школьников. – 2010. – № 1. – С. 90–96.
  3. Антонова, М. Г. Научное общество младших школьников – форма работы с одарёнными детьми / М. Г. Антонова // Начальная школа. – 2018. – № 4. – С. 21–23.
  4. Арлова, А. Г. Развіццё літаратурна–творчых здольнасцей вучняў на ўроках літаратуры і ў пазакласнай дзейнасці / А. Г. Арлова // Беларуская мова і літаратура. – 2014. – № 7. – С. 43–47.
  5. Артёменко, Т. К. Воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся / Т. К. Артёменко // Адукацыя і выхаванне. – 2020. – № 4. – С. 20–24.
  6. Бабахова, Г. С. Олимпиадное движение: чему учить и как учить / Г. С. Бабахова // Народная асвета. – 2016. – № 7. – С. 21–24.
  7. Багданович, И. Э. Урок и факультатив по химии: приобретать знания усилием мысли / И. Э. Багданович // Народная асвета. – 2015. – № 10. – С. 66–69.
  8. Балюк, Р. Я могу / Р. Балюк // Образование Минщины. – 2015. – № 6. – С. 32–34.
  9. Бараева, Е. И. Одаренность и талантливость личности: психологический портрет / Е. И. Бараева, А. П. Гурко // Педагогическая наука и образование. – 2020. – № 1. – С. 31–35.
  10. Бараева, Е. И. Индивидуально–психологические особенности одаренных учащихся / Е. И. Бараева, Н. С. Грибанова, З. А. Шершнева // Народная асвета. – 2019. – № 11. – С. 80–84.
  11. Бараева, Е. И. Как развивать у школьников эмоциональный интеллект? / Е. И. Бараева, З. И. Шершнёва // Народная асвета. – 2018. – № 8. – С. 83–86.
  12. Бараева, Е. И. Психолого–педагогический портрет одаренной личности / Е. И. Бараева // Народная асвета. – 2014. – № 2. – С. 21–25.
  13. Бондаренко, Ю. В. Современные технологии в работе с одаренными детьми / Ю. В. Бондаренко // Исследовательская работа школьников. – 2018. – № 4. – С. 6–9.
  14. Булахова, З. Н. Индивидуальный образовательный маршрут одарённого учащегося: подходы к составлению / З. Н. Булахова // Адукацыя і выхаванне. – 2018. – № 12. – С. 17–23.
  15. Булахова, З. Н. Моделирование образовательного маршрута одаренного ребенка / З. Н. Булахова // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2019. – № 2. – С. 15–17.
  16. Видяпина, А. А. Создание творческой среды для развития одаренности на уроках музыки и искусства / А. А. Видяпина // Исследовательская работа школьников. – 2018. – № 3. – С. 19–22.
  17. Волынец, Е. Е. Работа с одаренными учениками при подготовке к олимпиадам / Е. Е. Волынец // Фізіка. – 2013. – № 6. – С. 40–42.
  18. Воронович, Н. И. Биология на ярких примерах. Занятия олимпийской группы / Н. И. Воронович // Народная асвета. – 2014. – № 2. – С. 35–37.
  19. Гоман, С. С. От одаренности к таланту / С. С. Гоман // Образование Минщины. – 2015. – № 1. – С. 25–26.
  20. Гордынская, Н. Г. Клуб "Эрудит" – площадка для личностного самовыражения гимназистов / Н. Г. Гордынская // Народная асвета. – 2016. – № 3. – С. 67–69.
  21. Гребнева, В. В. Современные проблемы выявления и развития одаренности младших школьников / В. В. Гребнева // Начальная школа. – 2019. – № 6. – С. 9–14.
  22. Гринько, Н. Н. Выращивание таланта... / Н. Н. Гринько // Образование Минщины. – 2018. – № 4. – С. 54–57.
  23. Еремеева, Н. В. Не пропустить дар! / Н. В. Еремеева // Методист. – 2016. – № 5. – С. 57–58.
  24. Заремба, Е. В. Психологический практикум "Как подготовить учащихся к интеллектуальным конкурсам?" / Е. В. Заремаба // Народная асвета. – 2016. – № 3. – С. 64–66.
  25. Зенькова, Г. Психологические аспекты одарённости / Г. Зенькова // Здаровы лад жыцця. – 2015. – № 9. – С. 18–19.
  26. Зубрилина, И. В. Система работы с одаренными детьми / И. В. Зубрилина // Замежныя мовы. – 2013. – № 1. – С. 21–24.
  27. Кашимова, Ю. Учить по–разному – учить с пользой. Использование технологии развивающего обучения для развития потенциала одаренных учащихся / Ю. Кашимова // Минская школа сегодня. – 2020. – № 1. – С. 16–21.
  28. Клецова, О. А. Индивидуальная программа для одаренного учащегося / О. А. Клецова, Н. А. Протасеня М. П. Дорожкина // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2019. – № 2. – С. 18–31.
  29. Клещёнок, А. М. Семинар–практикум "Одаренный ребенок – необычный ребенок?" / А. М. Клещёнок // Народная асвета. – 2016. – № 3. – С. 61–63.
  30. Кутковая. М. А. Одаренные дети. Особенности психолого–педагогического сопровождения / М. А. Кутковая // Управление современной школой. Завуч. – 2018. – № 7. – С. 41–43.
  31. Лепленко, Н. П. Расширить и обогатить школьную программу. Инновационный проект / Н. П. Лепленко // Народная асвета. – 2014. – № 2. – С. 41–44.
  32. Медведская, Е. И. Одаренный ребенок в школе и дома : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Е. И. Медведская, Н. В. Былинская. – Минск : Народная асвета, 2017. – 191 с.
  33. Минич, Л. И. Педсовет "Интеллектуальная одаренность: реалии и перспективы" / Л. И. Минич // Народная асвета. – 2016. – № 3. – С. 57–60.
  34. Нестер, Е. Одарённый воспитатель для одарённых детей / Е. Нестер // Пралеска. – 2012. – № 6. – С. 50–52.
  35. Организационно–методическое обеспечение работы с одаренными учащимися / под ред. В. В. Познякова ; сост. С. Д. Шакура. – Минск : АПО, 2014. – 258 с.
  36. Пащук, Н. Д. Тьютерское сопровождение учащихся при подготовке к олимпиадам по химии / Н. Д. Пащук // Народная асвета. – 2020. – № 4. – С. 62–64.
  37. Петрукович, А. Н. Организация научно–исследовательской деятельности учащихся как одна из форм работы с одаренными детьми / А. Н. Петрукович // Біялогія і хімія. – 2017 – № 9. – С. 20–26.
  38. Подкопаева, С. А. Система работы с одаренными детьми / С. А. Подкопаева // Методист. – 2015. – № 2. – С. 56–58.
  39. Работа с одаренными детьми ; сост. О.А. Запотылок. – Минск : Красико–Принт, 2006. – 176 с.
  40. Радкевич, Л. П. Успех нужен и возможен / Л. П. Радкевич // Образование Минщины. – 2015. – № 6. – С. 27.
  41. Ржечицкая, Н. В. Формы и методы работы с одаренными учащимися / Н. В. Ржечицкая // Профессиональное образование. – 2015. – № 1. – С. 58–63.
  42. Роль педагога в работе с одаренной молодежью: материалы респ. науч.–практ. конф., Минск, 20 мая 2010 г. – Минск : АПО, 2010. – 403 с.
  43. Саламандра, С. С. Психологический тренинг: как подготовить к олимпиадам одаренных детей? / С. С. Саламандра // Народная асвета. – 2014. – № 2. – С. 32–34.
  44. Семке, А. И. Формирование творческой образовательной среды для развития способностей ученика, организация работы / А. И. Семке // Управление современной школой. Завуч. – 2016. – № 7. – С. 68–78.
  45. Смирнов, А. А. Дистанционные технологии в работе с одаренными детьми / А. А. Смирнов // Методист. – 2012. – № 2. – С. 17–19.
  46. Сорокопыт, С. Ф. Методический практикум "Подготовка к предметной олимпиаде по иностранному языку как один из видов работы с одаренными учащимися" / С. Ф. Сорокопыт // Веснік адукацыі. – 2020. – № 3. – С. 37–42.
  47. Сулковская, Т. А. Как выявить одаренных химиков? Инструменты педагогического поиска / Т. А. Сулковская // Народная асвета. – 2014. – № 2. – С. 38–40.
  48. Токарь, И. Е. Одаренный ребенок и школьные проблемы / И. Е. Токарь // Начальная школа. – 2016. – № 1. – С. 21–24.
  49. Филистович, С. Системно, комплексно, эффективно / С. Филистович // Образование Минщины. – 2016. – № 3. – С. 8–11.
  50. Хаванская, И. В. Слово под микроскопом лингвиста / И. В. Хаванская // Русский язык и литература. – 2018. – № 7. – С. 3–5.
  51. Хильянова, И. С. Индивидуальный образовательный маршрут как модель работы с одарёнными детьми / И. С. Хильянова, И. С. Дубкова // Исследовательская работа школьников. – 2019. – № 4. – С. 3–19.
  52. Хмельницкая, И. Условие успеха / И. Хмельницкая // Образование Минщины. – 2015. – № 6. – С. 28–31.
  53. Холопица, Т. М. Исследованиям быть / Т. М. Холопица // Образование Минщины. – 2019. – № 5. – С. 40–43.
  54. Шатрун, С. Управление ради развития / С. Шатрун // Образование Минщины. – 2015. – № 6. – С. 8–10.
  55. Шиманская, О. Г. Подготовка – условия успеха / О. Г. Шиманская // Образование Минщины. – 2018. – № 5. – С. 57–58.
  56. Шиятая, Н. М. Опыт работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка / Н. М. Шиятая, Л. И. Шиятая // Исследовательская работа школьников. – 2019. – № 4. – С. 67–69.
свернуть

Рекомендации по работе с одаренными младшими школьниками

развернуть

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

1. Причины изучения одаренности.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

2. Характеристика одарённых детей.

Начнем с того, что определимся с самим понятием:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

3. Специальные виды одарённости, проявляющиеся в отдельных областях деятельности.

Музыкальное дарование.

С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.

Художественная одарённость.

Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.

Математическая и шахматная одарённость.

Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.

Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных комбинаций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.

Литературное дарование.

Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Социальная одарённость.

Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле помогут  тесты-анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии

3. Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе       

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

4. Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт

5. Внеурочная деятельность.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

 Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

6. Система работы.

Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно  использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.

После выявления  обязательно согласуйте свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом.  Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказывают помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делятся опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.

Ежегодно подводятся итоги работы, и в план работы  вносятся соответствующие коррективы.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога;

В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

Таким образом, одарённый ребёнок с самого детства может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Оценка одарённости не должна основываться только на тестировании: её степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Одарённость на ранних возрастных этапах следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность.

Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию. 

 

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы. 

ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь. 

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и  для выработки «умения мыслить».

  В своей работе на уроке учитель может использовать:

  • Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  • Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов:     Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  • Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д.
  • Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
  • Метод путешествия в будущее.  Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  • Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  • Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.
  • Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  • «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  • Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы  решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.   

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

1.  «И все-таки у них много общего».  Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь  «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом.  Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует  мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться  «ингредиентами», находящимися в  разных его секторах.   Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

  • Оба слова - из четырех букв;
  • В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
    • При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
    • И то и другое может блестеть;
    • Из них иногда льется вода;
    • Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

2.  «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое  будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые  будут мешать в работе.

3.  «Сумасшедший архитектор». Задание:  необходимо нарисовать дом. Для этого вам  понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

 Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь   форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона.  «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

4.   «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая,  теплая, модная, красивая  и т. д.». Это легко.  А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

5.  « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.

Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.                                          

Упражнения для развития творческого восприятия

Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

  1. Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
  2. Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
  3. Упражнение «Переключение внимания». Ученики  рассматривают предмет в руке,  по команде  переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
  4. «Что нового?» Проверяя степень  развития наблюдательности и одновременно снимая  напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
  5.  «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть».  Это упражнение можно выполнять письменно.
  6. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает  в воображении.
  7. «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись  от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
  8. «Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
  9. «Составь комикс». Попросите ребенка составить  комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
  10. «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок  должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
  11. «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.
  12. «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
  13. «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем -   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные  двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
  14. «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как  вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как  сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».    
свернуть