Рекомендации

Памятка "Как не стать жертвой насилия"

развернуть

Памятка (подростку)

Если вы не хотите стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил:

      1. Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.

      2. В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись. Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.

      3. Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.

      4. Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.

      5. Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.

      6. Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого.

      7. Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.

      8. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так.      Обращая внимание на знаки подобного рода, вы можете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компании друзей или знакомых.

   9.   Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.

              

 

 

 

свернуть

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними

развернуть

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников и родителей.

       Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

     Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Методические рекомендации для родителей

 Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

  1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
  2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
  3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
  4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
  5. Помогите определить основную трудность, проблему.
  6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
  7. Способствуйте повышению самооценки.
  8. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
  9. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
  10. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
  11. Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
  12. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
  13. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.

 

Методические рекомендации для педагогов

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

 

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

 

Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками

1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.

2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).

3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.

4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!

 

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

свернуть

Сделай правильный выбор!  

развернуть

Сделай правильный выбор!
 
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Уголовная ответственность за незаконный оборот (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка) наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов предусмотрена ст.328 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Уголовный кодекс не содержит перечень наркотических, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, поскольку таких средств существует огромное множество, и с каждым днем их становится все больше.  
Увлечения наркотиками, приводит к проблемам с правоохранительными органами, к потере друзей, родных, а также  потери здоровья.
Наркотики – это вещества оказывающие действие на психическое и физическое состояние человека.
Наркомания – это страшная болезнь, которая приводит к физической и психологической зависимости от наркотика.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
МЕДИЦИНСКИЕ:
Депрессия – состояние угнетенности или тоскливого настроения. Депрессия у наркоманов возникает в период воздержания от приема наркотиков.
Передозировка – нередкая ситуация в жизни наркомана, особенно при использовании средств и сырья, активность которых выше, чем у тех, что обычно им употреблялись. При передозировке возможна: потеря сознания, остановка дыхания и сердечной деятельности – все это требует экстренной медицинской помощи.
Судороги – одно из проявлении «ломки», возникающей в период воздержания от введения наркотика (абстинентный синдром). Когда нет возможности ввести необходимую дозу наркотика, ухудшается сначала общее самочувствие, снижается настроение, затем возникают нарушения со стороны желудка, кишечника, сердечно-сосудистой системы в виде различного рода болевых ощущений, изменения стула, перебоев в работе сердца.
Воспаления вен – следствие использования нестерильных шприцев и игл или введения препаратов, изготовленных кустарным способом. Воспаление вен может предшествовать более грозному осложнению – заражению крови.
Заражение крови (сепсис) – бактериальное осложнение, которое может произойти, когда микробы попадают в кровеносновую систему. С грязной иглы они могут распространяться по всему телу и осесть на клапанах сердца.
Гепатит – воспалительное заболевание печени – очень распространено среди наркоманов. Оно вызывается вирусом, который передается от одного наркомана другому через зараженные иглы.
ПСИХИЧЕСКИЕ:
Привыкание – отличительный признак наркомании как болезни. Постепенно наркотик становится необходим не только для того, чтобы испытать кайф, но и чтобы просто комфортно себя чувствовать (психическая зависимость).
Страхи. У наркомана есть множество поводов испытывать страх: страх быть разоблаченным, арестованным, страх за свое здоровье, из-за своих долгов и т.д. Страхи и депрессия – наиболее частые причины срывов в этот период.
Самоубийство. Страхи, депрессии, «ломки» и все вышеперечисленные негативные последствия наркомании, изматывают психику человека, доводя его до отчаяния. Кажущаяся безвыходность положения толкает человека на самоубийств.
СИМПТОМЫ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ. ВИДЫ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И ВРЕД, ПРИЧИНЯЕМЫЙ ЗДОРОВЬЮ
Общие признаки употребления наркотиков.
Внешние признаки:
— бледность кожи;
— расширенные или суженные зрачки;
— покрасневшие или мутные глаза;
— замедленная речь;
— плохая координация движений.
Поведенческие признаки:
— увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;
— уходы из дома и прогулы в школе;
— трудность в сосредоточении, ухудшение памяти;
— неадекватная реакция на критику;
— частая и неожиданная смена настроения;
— необычные просьбы дать денег;
— пропажа из дома ценностей, одежды и др. вещей;
— частые необъяснимые телефонные звонки;
— появление новых подозрительных друзей;
— потеря аппетита, похудение, иногда чрезмерное потребление пищи;
— хронический кашель.
Наркозависимость выражается также в нарушении сна, мышечных и суставных болях, нестабильном артериальном давлении, сухости во рту, похудении, нарушении защитных свойств организма и др.

 

свернуть

Четыре способа провести каникулы с пользой

развернуть

Зимние (как, впрочем, и любые другие) каникулы каждый школьник ждет с нетерпением. Не надо рано вставать, делать бесконечную домашнюю работу и заучивать параграфы учебников. Отдых, конечно, это очень хорошо, но 20 дней — огромный срок, за который можно потерять не только рабочий настрой, но и с легкостью позабыть то, что уже было пройдено. Стоит ли заставлять ребенка учиться или дать ему спокойно отдохнуть?

 

На каникулах, безусловно, следует отдохнуть, просто не нужно с этим затягивать. Большинство психологов утверждают, что достаточно трех дней, чтобы привести организм в норму и вернуть себе свежий вид. Поэтому на несколько дней оставьте ребенка в покое: пусть спит, играет в приставку, общается с друзьями, катается на коньках. В общем, делает все то, на что в учебное время, как правило, не хватает времени.

А вот по истечении этих трех дней можно уже задуматься о том, как накопившуюся энергию правильно распределить. И первое, о чем стоит задуматься — это степень интенсивности каникулярного учебного процесса. Она должна быть максимально комфортной для вашего ребенка. То, как будет проходить обучение на каникулах, должно отличаться оттого, что он делает в обычный учебный день. Во-вторых, необходимо понять, а что именно ребенок должен подтянуть, повторить или узнать. И уже исходя из этих двух факторов можно определить, какую учебную активность предложить ребенку. Главное здесь именно предложить и заинтересовать, а не в утвердительном формате заставить делать то, что показалось интересным вам.

  1. Написание пробного экзамена

Позади уже половина учебного года, а для старшеклассников, соответственно, и интенсивной подготовки к экзаменам тоже. Самое время узнать, какие темы усвоены, а какие требуют доработки. Самый простой способ выяснить это — написать пробный экзамен. Причем сделать это можно в упрощенном варианте, то есть написать дома самостоятельно, например, используя варианты в интернете. А можно подойти к этому делу более ответственно и написать пробный экзамен в специализированном месте. Такая практика пришла в Россию из Европы и Америки. Прежде чем сдать серьезный стандартизированный экзамен, студенты пишут несколько раз пробник. Во-первых, это помогает объективно оценить уровень знаний, а во-вторых, это своеобразная «репетиция». Не каждый выпускник представляет себе процесс сдачи экзаменов, поэтому неплохо заранее узнать, что его ждет и с какими формальностями можно столкнуться на экзамене.

  1. Просмотр онлайн-лекций

Как правило, каждый ученик сам знает, что у него получается лучше, а что, наоборот, хуже. Каникулы — это самое время преобразовать слабые стороны в сильные. И чтобы не превращать этот процесс в скучное изучение учебника, предложите своему ребенку обратиться к компьютеру. С активным развитием интернет-образования студентам стали доступны всевозможные онлайн-учебники, лекции и видеокурсы. Многие ВУЗы, курсы и преподаватели делятся с пользователями интернета своими знаниями, объясняют правила и даже разбирают задания. Единственное, о чем стоит заранее подумать — это надежность источника, к которому вы хотите обратиться. Убедитесь, что с экрана вам будет рассказывать человек действительно знающий предмет. Учебные центры на регулярной основе проводят вебинары — и платные, и бесплатные.

  1. Онлайн-курс

Тем, у кого совсем боевой настрой и желание учиться, стоит обратить внимание на онлайн-курсы, которые можно найти в экспресс-формате, специально подстроенном под каникулы. Преимущественно, это блок из нескольких лекций, которые направлены на отработку определенной темыили навыка, необходимого для успешной сдачи экзамена. Разница между простым просмотром видео и онлайн-курсом достаточно проста: на курсе у вашего ребенка есть преподаватель, который будет отвечать на возникающие вопросы и курировать ученика, пояснять и подсказывать. Таким образом, онлайн-курс — это возможность углубить и укрепить знания.

  1. Определиться со специальностью

Еще одной интересной активностью может стать так называемый «поиск себя». Ваш ребенок уже определился со специальностью? Если нет, то самое время помочь ему в этом. Узнать, какой профессией сможет овладеть ребенок исходя из его характера и мышления, можно при помощи профориентациии последующей беседы с психологом. Но ведь знать просто направления недостаточно. Допустим, как ребенку поможет информация о том, что из него получится инженер? Знает ли он вообще, чем занимается человек, работающий по данному направлению? В какой вуз стоит идти учиться? Какие баллы нужны? Со всеми этими вопросами выпускники сталкиваются непосредственно перед подачей документов. И обидно становится, когда не хватает нескольких баллов до бюджета или в портфолио нет того, что могло бы добавить преимущества перед другими абитуриентами. Поэтому разумно заняться этим уже сейчас. Такого рода деятельность может стать стимулом для более усердной работы во втором полугодии. Можно попробовать заняться этим самостоятельно, но проще обратиться в специализированные центры, которые не только проведут с вашим ребенком тест на профориентацию, но и расскажут про профессии, вузы, перспективы на будущее, поделятся собственным опытом.

Найти время на что-то — всегда непростая задача. Но еще сложнее правильно свободное время распределить: ведь хочется много всего успеть. Главное помнить, что в вопросе обучения нет правильного и неправильного пути. Какой бы из вариантов вы ни выбрали, он так или иначе принесет пользу. А вот насколько большой будет эта польза, каждый уже решает для себя сам, исходя из целей и возможностей.

свернуть