Неделя классного руководителя

07.02.2020

Отчёт 

проведения методической недели классных руководителей

Девиз недели МО классных руководителей: «Классное руководство - это не обязанность, а бесконечное творчество»

В период с 27 января по 03 февраля была проведена методическая неделя классных руководителей. В рамках подготовки тематической недели был разработан план мероприятий и составлен график их проведения. Методическая неделя проводилась в целях повышения педагогического мастерства классного руководителя, расширения профессионального диапазона, обновления содержания качества воспитательной работы.

Мероприятия методической недели начались с выставки рисунков каждого класса «Это наш класс». Каждый класс проявил творческий подход и новизну в изображениях своих классов.

Каждый проект класса  индивидуален и неповторим. В содержание и исполнение рисункаа заложен смысл и основа взаимодействия классного руководителя с коллективом воспитанников, отражены сферы совместной деятельности, качественные характеристики класса как коллектива. Учащиеся и классные руководители подошли креативно к представлению своих классов.

Анализируя все представленные проекты, можно сделать вывод, что эпицентром энергии, которая бурлит в каждом классе, является классный руководитель. Именно классный руководитель занимает ведущую позицию в жизнедеятельности класса. Вывод напрашивается сам собой – классному руководителю надо быть руководителем, куратором, помощником, ведущим во всех начинаниях классных дел, не ограничиваясь классными пятиминутками и периодическими набегами в класс. Что касается самих детей, то им самим было интересно делать то, чего раньше не хотели. Стоило появиться первому проекту на школьных стенах, как рядом стали появляться следующие проекты, и так три дня всё появлялись и появлялись новые. А у стены во время перемен и после уроков постоянно находились дети, разглядывая и узнавая друг друга в цветочках, лицах и т. п.

Параллельно выставке коллажей классов были представлены Портфолио классов. Структура и полнота потрфолио говорит о том, что учащиеся активно принимают участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.

В течение всей недели проходили открытые классные часы и внеклассные мероприятия. В этом учебном году при обсуждении на МО было решено провести отдельные классные часы и мероприятия интегрировано, т. е. объединить несколько классов для подготовки проведения открытого мероприятия.

Классные часы, являясь одной из основной форм воспитательной работы, остаются самой сложной формой воспитания. Если урок имеет четко выстроенную структуру, методику, временные границы, то классный час строгих форм и ограничений не имеет.

Специфические особенности классного часа как формы воспи­тательной работы дают представление о том, насколько сложно и тонко он должен быть организован, чтобы педагог мог достичь по­ставленных воспитательных целей. В организации воспи­тательного мероприятия нет важного и маловажного, нет главного и второстепенного, потому что кажущиеся мелочи отрицательно влияют на настроение учащихся, а без соответствующего настрое­ния невозможен задуманный педагогом разговор.

Анализ проведенных классных часов

Классный час для учащихся 6,8  классов проводились под единой темой "Знатоки пожарной безопасности". Комплексность и взаимосвязь поставленных задач была обеспечена за счёт организации индивидуальной, парной и коллективно-распределённой деятельности учащихся в малых группах, а также проведённой подготовительной работой (разучивание песен, стихотворений для ролевого исполнения, чтение дополнительных литературных произведений). Проведённый классный актуален как сам по себе, поскольку направлен на формирование одной из базовых ценностей духовно-нравственного становления личности – дружелюбия и умения сотрудничать с окружающими людьми, так и для конкретного классного коллектива, поскольку отличительной чертой данной группы детей является повышенная возбудимость, импульсивность и активность. Если рассматривать проведённое воспитательное мероприятие с точки зрения принципов педагогики, то главный акцент был сделан на такие принципы как доступность, научность, связь с жизнью и оптимизация знаний поскольку дети стремятся к познанию всего нового, интересного и яркого.

Для достижения основной цели классного часа использовались такие средства как компьютер, мультимедийный проектор и презентация, сопровождающая весь ход классного часа, видеоролик о развитии пожарно-спасательной службы, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, выставку книг, в которых можно найти и прочитать произведения о настоящей героях своей профессии.

Мероприятие имеет достаточно высокую динамику и рациональность использования отведённого на него времени. Положительная психологическая атмосфера в ходе мероприятия поддерживалась за счёт положительного отношения между участниками мероприятия, заинтересованного отношения ребят к подготовке и проведению классного часа. В целом все намеченные задачи полностью реализованы, поставленная цель достигнута, о чём свидетельствуют результаты обобщающей беседы и итоговой рефлексии.

Классный час для 2 - 5 классов проводились под темой «Память бережно храня!». 

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, исторические и культурные особенности, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного места. Изучение родного края необходимо, так как при этом у ребенка закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего»!

Проведение внеклассного мероприятия в форме устного журнала по теме «Память бережно храня!» было направлено на формирование морально-нравственного облика подрастающего поколения, любящего свою Родину и почитающего свой родной край. Выбранная форма мероприятия предусматривала привлечение большого числа учащихся к подготовке и проведению классного часа. При подготовке к мероприятию были учтены психологические особенности учащихся данного подросткового возраста, и опора при этом делалась на их жизненный опыт и знания учащихся. Структурно оно было выдержано и состояло из 3х частей: I – введение (вступительная речь ведущих); II – основная часть (само мероприятие); III – заключение (обсуждение проведенного мероприятия). При проведении мероприятия соблюдались основные принципы педагогики:

  • доступность (материал и форма проведения оптимальны для учащихся данного возраста);
  • оптимизация знаний;
  • здоровьесбережение (чередование форм предъявляемого материала, визуальное и музыкальное сопровождение, проведение викторины).

Считаю, что намеченные задачи были выполнены, значит, они будут способствовать достижению поставленной цели, которую нельзя проверить сиюминутно.

В 9 классе был проведен классный час "Путь к себе", цель которого помочь учащимся понять, какие права необходимы молодым людям для роста и развития. Учащиеся расширили представление о самопознании, самоопределении. Данное мероприятие способствовало развитию целеустремленности, желанию работать над собой, самосовершенствованию. Были использованы современные формы, например интерактивная беседа, тест, составление психологического автопортрета. Анализируя более тщательно проведенные открытые воспитательные классные часы, необходимо дать общие рекомендации и советы классным руководителем, исходя из методики проведения классных часов. Выше уже было отмечено, что классные часы являются наиболее сложной формой работы с учащимися, так как имеет определенные требования, структуру, цикличность и завершенность.

Организация классного часа всегда начинается с психоло­гической подготовки учащихся. Они ожидают классный час, настраиваются на важный и серьезный разговор. На­строй создается, начиная с момента оповещения учащихся о пред­стоящем классном часе. Подготовка помещения к классному часу  составляет немаловажную часть общей организационной рабо­ты. Класс проветривается, чисто протирается доска, убираются в шкафы все учебные пособия, оставшиеся от предыдущих уроков, ставятся на стол цветы или веточки дерева. На доске пишется тема классного часа или вывешивается плакат с названием темы, а иногда и с вопросами, которые будут обсуждаться. На листе бумаги красиво оформляются афоризмы или слова выдающейся личности, ци­таты из известной книги.

Все сказанное выше о классных часах может произвести впе­чатление того, что на практике выполнить все данные рекомен­дации — значит затратить много дополнительного времени, энер­гии и сил. И для двух-трех первых классных часов это действи­тельно так. Но ведь и научиться проводить хороший урок — тоже дело нелегкое. Первые уроки начинающего педагога тоже отнима­ют у него все рабочее и свободное время. Так же точно и с клас­сным часом. Навыки его организации приходят со временем. Сна­чала классному руководителю кажется классный час дополнитель­ной для него нагрузкой, а потом он уже не представляет системы воспитания школьников без этих «разговоров о жизни», и на ор­ганизацию классного часа он тратит все меньше и меньше време­ни. И все сказанное в этой работе реализовано может быть лишь в том случае, если сам классный руководитель богат душой, если ему интересен наш сложный мир с его противоречиями, если есть уже накопленные знания об этом мире и об отношениях к этому миру, если материал классного часа волнует и трогает самого педагога, а решение поставленного на классном часе вопроса ка­жется ему важным и значительным событием в жизни учениче­ского коллектива. Общая культура и эрудиция классного руково­дителя помогут ему организовать интересные обсуждения о различных явлениях жизни. Гражданственность поможет опреде­лить темы разговоров о жизни. Жизнелюбие обусловит высокий внутренний накал этих бесед — то есть мы хотим сказать, что фундаментом организации классных часов является прежде все­го сама личность педагога, а выстроенное здание классного ча­са — это результат его педагогики и методики. Конечно, бес­смысленно овладевать методикой, не успев подготовить самого се­бя к общению с детьми; но безуспешно рассчитывать только на свою личность, если в ее духовном богатстве отсутствует такой компонент, как глубокие психолого-педагогические знания. По­этому в классном часе более, чем в уроке, проявляется решающее значение гармонического единства педагогического мастерства и личных качеств педагога.

Результаты проведенной недели будут обсуждены на заседании МО. Анализ проведенных классных часов показал желание и умение классных руководителей на овладение методикой проведения классных часов. Следует отметить, что в ходе методической недели классными руководителями были использованы различные формы. На классных часах применялись информационные технологии, использовались элементы здоровьесберегающих технологий. Не только классные часы, но и все проведенные мероприятия способствовали развитию и совершенствованию творческого потенциала учителей и учащихся.