Родителям будущих первоклассников

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

   Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето - достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе. Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)?

 Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

   Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.

     Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест.

Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

      Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?

  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

 Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

    15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

   10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

    9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

    Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе. Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

  1. Занятия с ребенком должны быть обоюдно добровольными.

  2. Их длительность не должна превышать 35 минут.

  3. Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

  4. Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.

    Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, не сосредоточивайтесь на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые. Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

  Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

    Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

 И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

СЧИТАТЬ, ПИСАТЬ, ЧИТАТЬ

   Любое обучение начинается с наблюдения и пробуждения интереса к данному виду деятельности. Движущая сила развития и обучения детей — их желание быть похожими на взрослых.

    Когда ребенку читают книги, он слушает и рассматривает картинки. Но наступит момент, когда малыш начнет самостоятельно перелистывать любимую книгу, по памяти сопровождать иллюстрации текстом. Тогда он объявляет всем, что «читает».

  Вы можете использовать появившееся желание. Делается это так. Сначала Вы вместе рассматриваете крупные буквы и называете звуки, которые они обозначают. Не надо объяснять детям, что их учат читать, иначе некоторые, особенно упрямые, сразу же станут сопротивляться. Затем Вы рисуете буквы и раскрашиваете их (изображайте только печатные буквы). Это уже обучение письму. Про буквы можно сочинять истории, одушевлять их. А потом буквы могут «подружиться», например: М-И; М-А; М-У... Так происходит чтение согласной буквы с различными гласными. Вы научили читать по слогам! Не торопите ребенка, продолжайте читать ему сказки с яркими картинками и крупными буквами. Старайтесь сопровождать текст пальцевым слежением, то есть проводите своим пальцем по читаемым строчкам. Это ускорит процесс обучения.

    Здесь необходимо отметить, что оптимальный возраст начала обучения зависит от индивидуальности ребенка. Если малыш познал приемы чтения, но не желает упражняться в этом, предложите ему игру «Записки с секретом», где печатными буквами Вы, а затем и он сам, укажете нахождение чего-то интересного. Например: «КОНФЕТА В ВАЗЕ НА СТОЛЕ».

  Счету надо обучать тоже постепенно. Называя цифру, обязательно соотносите ее с количеством предметов. Иначе у малыша нарушается развитие понятия «число». Проговаривание цифр скороговоркой не является показателем развития у ребенка математических умений. В быту, в домашних условиях малыш закрепляет счет, помогая накрывать на стол. Пусть ребенок считает игрушки, этажи, подъезды. Иногда нужно создавать условия для решения задач («Нас трое, а ложки две. Сколько не хватает?»), тогда счет станет для него привычным и понятным.

  Начиная писать или рисовать цифры и буквы, ребенок может изображать их «зеркально». Не удивляйтесь. Перевернутые цифры, буквы сравнивайте с образцами, и у дошкольника постепенно это пройдет.

   Когда ваш ребенок рисует, пишет левой рукой, понаблюдайте за ним. Если играя, одеваясь, он действует активнее левой рукой, то скорее всего, писать этой рукой ему будет удобнее, чем правой. Никогда не заставляйте использовать правую руку. Вы можете нанести большой вред психике малыша. При возникновении у Вас сомнений, проконсультируйтесь у специалистов (психологов, психоневрологов).

  Чем Вы еще можете помочь своему ребенку, чтобы облегчить его вхождение в новую жизнь? Используйте те игровые приемы и упражнения, которые доступны и интересны ребенку, которые разносторонне подготовят интеллектуальные психические процессы к предстоящей школьной нагрузке. А при проведении занятий учитывайте следующие правила:

  • Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

  • Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

  • Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».

  • Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше»

  • Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, автобусе («Слова-города» и др.).

   Дети эмоционально-отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребенком. Пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создается положительная атмосфера для усвоения и развития.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК РОДИЛСЯ НЕ ТАКИМ, КАК ДРУГИЕ

    Во-первых, Вас могут тревожить проблемы по поводу Вас самих:

    Не связаны ли отклонения в здоровье моего ребенка с какими-то моими действиями?

    Не связаны ли эти отклонения с тем, что я чего-то не сделала?

  Могу  ли  я  сама  что-либо  сделать или найти кого-то, кто сможет уменьшить или снять эти отклонения?

  Каким образом мне удастся совместить уход за малышом со всеми остальными вещами, которые я должна или которые я хотела бы делать?

  Если я захочу  родить еще одного ребенка, не возникнут ли  и у него отклонения в здоровье?

 Во-вторых, Вас могут тревожить проблемы, связанные с Вашим ребенком:

    Каким вырастет мое дитя?

    Как нужно ухаживать за ним?

    Нет ничего необычного в том, что Вас тревожат эти проблемы.

   И других родителей, чьи дети имеют недостатки в развитии, мучат те же вопросы, а фактически эти вопросы в какой-то мере беспокоят всех родителей.

ПОИСК ОТВЕТОВ

 На многие из вопросов, которые тревожат родителей детей с недостатками развития, нет исчерпывающего ответа.

  Вашему малышу может требоваться нечто такое, чего никто еще не знает. Иногда проходит достаточно много времени прежде, чем удается найти это нечто, что может помочь вашему ребенку, но если вы теряете надежду и устали, то позвольте себе отдохнуть и отвлекитесь от своих поисков.

 

КТО ЖЕ ВАМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ?

   Врачи помогут Вам научиться тому, что надо делать для поддержания здоровья малыша.

   Дефектологи помогут Вам понять, как следует заботиться об умственном развитии малыша.

  Патронажные сестры помогут Вам научиться физическому уходу за малышом.

    Физиотерапевты и логопеды познакомят Вас с тем, как научить малыша двигаться и говорить.

     НА ВСЕ ВАШИ ВОПРОСЫ НЕ СМОЖЕТ ОТВЕТИТЬ НИ ОДИН ИЗ НИХ.

    НО ВСЕ ВМЕСТЕ ОНИ ПОМОГУТ ВАМ НАЙТИ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ИЗ ВОПРОСОВ.

    ВЫ, И ТОЛЬКО ВЫ, СУМЕЕТЕ ПОМОЧЬ СВОЕМУ МАЛЫШУ В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ.

   Вы  сможете  сделать  для  него  больше,  чем  кто-либо,  поскольку проводите с ним времени больше, чем кто-либо.

     Вы знаете его гораздо лучше, чем кто-то еще.

   Вам малыш растет, и то, чему он научится, зависит от повседневных мелочей.

 Именно Вы тот человек, который принимает решения об этих повседневных мелочах.

 

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.

   Понять, в каких случаях ребенок с недостатками развития нуждается в особом обращении, а в каких случаях с ним следует обращаться так же, как и с обычными детьми, бывает нелегко.

   Иногда, из-за того, что специалисты, консультирующие Вас, обучались по-разному, одни советуют одно, а другие – другое.

     При этом дедушки и бабушки могут советовать нечто третье.

     И БЫВАЕТ КРАЙНЕ ТРУДНО ПОНЯТЬ, ЧЬЕМУ СОВЕТУ ПОСЛЕДОВАТЬ.

    Но только Вы сможете решить, кто из советующих Вам людей наиболее опытен в обращении с детьми, имеющими недостатки в развитии, и как поступать Вам самим. Чем быстрее вы освоитесь с принятием таких повседневных решений, тем реже Вы станете тревожиться.

   В НЕПРЕРЫВНОЙ ТРЕВОГЕ ЗА РЕБЕНКА НЕТ НИЧЕГО ХОРОШЕГО Н  ДЛЯ НЕГО, НИ ДЛЯ ВАС.

  Постарайтесь выбрать из окружающих Вас людей того, кто сумеет позаботиться о Вашем  малыше, и познакомьте этого человека с распорядком дня Вашего ребенка, покажите, где лежат его вещи, а затем на какое-то время доверьте своего ребенка попечению этого человека.

   Оставляя своего малыша, постарайтесь отвлечься от связанных с ним проблем и чем-нибудь порадовать себя.

   ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ОСТАВЛЯТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА НА ПОПЕЧЕНИЕ ДРУГОГО ЛИЦА, ТО СУМЕЕТЕ ЛУЧШЕ ПОЗАБОТИТЬСЯ О НЕМ, КОГДА ВНОВЬ ОКАЖЕТЕСЬ ВМЕСТЕ С НИМ.

     КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ СОХРАНЯТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ.

    В здоровом состоянии мы не болеем и не страдаем отболи. Здоровому человеку по сравнению с тем, кому нездоровится, доставляет удовольствие большее число вещей. Это касается не только Вашего малыша, но и вас самих.

     Не забывайте отдохнуть, поесть и время от времени отвлечься от своих проблем, и Вы сможете получить удовольствие, ухаживая за своим малышом, играя и разговаривая с ним.

   Вы не сможете позаботиться о здоровье своего ребенка, если будете пренебрегать собственным здоровьем.

 

ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ МАЛЫША ВАМ НЕОБХОДИМО:

  1. Регулярно показывать его лечащему врачу или наблюдающему врачу.

  2. Соблюдать его диету, следить за его весом, давать ему, как и всем детям, витамины.

  3. Проследить, чтобы ему сделали все те прививки, которые обычно делают детям.

  4. Понять, в чем он нуждается, и научиться удовлетворять его потребности. Ухаживая за малышом, ведите себя спокойно и непринужденно, так, как если бы Ваш малыш ничем не отличался от других детей.

    ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИМЕЕТ НЕДОСТАКИ В РАЗВИТИИ, ТО КОНТАКТ С ЛЕЧАЩИМ ИЛИ НАБЛЮДАЮЩИМ ВРАЧОМ СТАНОВИТСЯ ОСОБО ВАЖНЫМ.

   Одни  врачи  ребенку  с  недостатками  развития уделяют больше внимания, другие – меньше.

   Но предпочтительнее, чтобы врач ни у ребенка, ни у Вас не вызывал чувства дискомфорта.

    Чтобы врач мог быть полезным для Вас, ему необходимо хорошо знать Вас и Вашего ребенка и он должен быть заинтересован в улучшении состояния малыша.

     ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВИЗИТЫ К ВРАЧУ МОГУТ УТОМЛЯТЬ

  Это связано не только с трудностями организационного порядка – приходится оставлять дом и добираться до лечебного учреждения, но и с необходимостью держать в памяти все те вещи, которые вы собираетесь обсудить с врачом.

    Может быть, Вам следует в специальной тетрадке вести записи о своем малыше.

    В ней Вы можете также записывать возникающие у Вас вопросы к врачу, а посещающая его, брать тетрадку с собой, чтобы ничего не забыть.

     Вам лучше сразу же записать в эту тетрадку ответы врача.

    Даже  если  при  Вашем  посещении  врач  ответит на все вопросы, Вам вряд ли удастся точно запомнить все, что скажет врач, поэтому лучше его ответы и советы сразу же записать.

     ОСМОТР РЕБЕНКА ВРАЧОМ – ЭТО СВОЕОБРАЗНОЕ ИСПЫТАНИЕ.

   Конечно,  вы  хотели  бы  знать  все,  что  мучит Вашего ребенка, но подобная информация только усугубит Ваши проблемы или даже породит у Вас ощущения безысходности.

  Некоторые родители бросаются от одного специалиста к другому, стараясь найти того, кто мог бы действительно помочь их ребенку.

  Хотя стремление добиться какой-либо помощи никак не назовешь глупым, следует помнить, что хорошие специалисты следят за всем, что делается в их области знаний, и крайне маловероятно, что кто-то из них знает нечто такое, чего не знают другие.

Поскольку осмотр специалистом не связан у ребенка с радостными переживаниями, будет лучше, если посещение врача не совпадает с ситуациями, способными вызвать у малыша стресс. Например, не следует посещение врача совмещать с какими-либо  неприятными для малыша процедурами.

  Хотя мать может и уметь обращаться с ребенком без посторонней помощи, но вряд ли будет разумно с ее стороны посещать врача без сопровождающего.

   Если отец малыша не может поехать с Вами, то среди окружающих Вас людей следует попросить сопровождать вас к врачу  того человека, в чьем обществе вы хорошо себя  чувствуете. Это может быть бабушка или дедушка малыша или же кто-нибудь из ваших подруг.

   Важно  только, чтобы это не был человек, сам нуждающийся в опеке, поскольку ему придется помогать Вам и в какой-то мере он должен эмоционально поддерживать Вас.

    Захватите с собой записную книжку, в которую запишите ответы врача на Ваши вопросы.

   Когда Вы просите у врача, лечащего или наблюдающего ребенка, совета, помните, что ребенок – Ваш и повседневные решения принимаете Вы.