Преемственность дошкольного и общего среднего образования

Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе …

     Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.
     Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Нормативные правовые документы по преемственности

развернуть

Нормативные правовые документы по преемственности

 

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании- 01.2011 г.
  • Положение об учреждении общего среднего образования- 20.12.2011 г.
  • Образовательные стандарты общего среднего образования- 26.12.2018 г.
  • Правила проведения аттестации учащихся при усвоении содержания образовательных программ общего среднего образования – 20.06.2011 г. № 38
  • Санитарные нормы и правила. «Требования для учреждений общего среднего образования»27.12.2012 г. №206
  •  
  • Специфические санитарно-эпидемиологические требования- 08.2019 г. № 525
свернуть

Организация преемственности дошкольного и общего среднего образования

развернуть

Организация преемственности дошкольного и общего среднего образования

Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.

Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

приобщать детей к здоровому образу жизни;

обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;

развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;

включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  

формировать знания об окружающем мире;

стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;

развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;

формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;

развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие»,  установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

Направления реализации преемственности:

1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:

установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;

взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и  начальной школы;

совместные педагогические советы по вопросам преемственности;

совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;

семинары-практикумы;

взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).

психолого-педагогический консилиум по результатам изучения социально-педагогической адаптации первоклассников;

изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Работа с детьми может включать:

организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;

организация экскурсий по школе;

комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;

проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;

совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей может включать:

совместное проведение родительских собраний;

проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;

посещение уроков и адаптационных занятий родителями;

открытые занятия;

консультации воспитателей, учителей начальных классов;

привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., 

лектории в рамках школы будущего первоклассника,

родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.

В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

свернуть

Памятка родителям будущих первоклассников

развернуть

Памятка родителям будущих первоклассников

  1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
  2. Узнайте у воспитателя заранее, насколько ребенок «зрел» или «не зрел». Если ребенок зрел, все равно психологически готовьте его к школе, ко всем трудностям, которые его ждут. Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, используя рекомендации психолога и педиатра.
  3. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  4. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
  5. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  6. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на первоначальном этапе овладения учебными навыками.
  7. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  8. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  9. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  10. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
свернуть
поделиться в: