Организация преемственности дошкольного и общего среднего образования
Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.
Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
приобщать детей к здоровому образу жизни;
обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формировать знания об окружающем мире;
стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Направления реализации преемственности:
1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:
установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;
совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
семинары-практикумы;
взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
психолого-педагогический консилиум по результатам изучения социально-педагогической адаптации первоклассников;
изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми может включать:
организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
организация экскурсий по школе;
комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей может включать:
совместное проведение родительских собраний;
проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
открытые занятия;
консультации воспитателей, учителей начальных классов;
привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др.,
лектории в рамках школы будущего первоклассника,
родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.
В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут
свернуть