Качество атмосферного воздуха

Задание 5.1.  Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования  

развернуть

 Цель: изучение степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

Дата выполнения: март - апрель 2023 г.

Участники: 12 человек, учащиеся 7 - 8  классов 

Ответственный учитель: Стасюк М.А.

ФОТООТЧЁТ

Проведена работа по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования. Объектом исследования являлись 10 деревьев, которые растут в парке. Для оценки загрязнения воздуха использовали клен и липу мелколистную. Это наиболее распространенный вид деревьев на исследуемой территории. Лишайники фотографировали и собирали для их определения.

 Видовой состав лишайников определили с помощью специальных видовых определителей.  Установили, что на исследуемых деревьях встречаются 4 вида лишайников.

 

Определили общее количество лишайников: накипных, листовых и кустистых.

Таблица 1.  Общее количество видов лишайников, степень покрытия древесного ствола лишайниками в % на исследуемых деревьях.

Признаки

Деревья

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее кол-во видов лишайников, в том числе:

4

3

4

3

3

4

3

4

3

3

кустистых

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

листоватых

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

накипных

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Степень покрытия , %

80

75

80

85

65

90

70

85

60

70

Кустистые кустарники встречаются только на 4 деревьях, что связано небольшим загрязнением воздуха (менее 5 %, степень покрытия очень низкая). Степень покрытия – очень низкая, встречаемость 25%,

Листоватые кустарники встречаются на всех деревья, поэтому степень покрытия – высокая, встречаемость 100%,

Накипные лишайники встречаются на всех деревьях, степень покрытия высокая, встречаемость -  100%.

Определили степень покрытия древесного ствола лишайниками в % на исследуемых деревьях.

Сделали расчет средних баллов встречаемости и покрытия для каждого типа роста лишайников - накипных (Н), листовых (Л) и кустистых (К).

Накипных - (35+53+34+45+33+46+36+24+30+25): 10 = 36,1%

Листовых - (58+39+50+50+61+49+58+75+60+69): 10 = 56,9 %. 

Кустистых - (4+4+3+2): 10 =1,3 %.

В основном встречаются пармелия - 51,9%, ксантория -36,1%, пельтигера - 5% и эверния – 1,3%, жизнеспособность каждого образца хорошая, слоевище здорово.

Для проведения оценки степени покрытия древесного ствола использовали квадрат-сетку (палетку) размером 10x10 см. Ее изготовили самостоятельно, расчертив полиэтиленовую пленку на квадраты со стороной 1 см. Квадрат-сетку накладывали на ствол дерева и подсчитала площадь, занятую лишайниками.

Показатель относительной чистоты атмосферы (ОЧА) рассчитываем по формуле:

ОЧА=(Н+2Л+3К) / 30

ОЧА= (36 1%+2·56,9%+3·1.3) / 30 = 51% 

Степень покрытия 51 % или 4 балла по 5 бальной шкале. Это высокий показатель, который говорит о незначительном загрязнении воздуха на территории учреждения образования.

Методы оценки загрязнённости атмосферы по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях.

  1. Чем сильнее загрязнён воздух, тем меньше встречается в нём видов лишайника.
  2. Чем сильнее загрязнён воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев.

Значит, можно сделать вывод, что территория парка относится к «Зоне нормальной жизнедеятельности» лишайников, концентрация диоксида серы мг/м³ менее 0,05.

Выявлены причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования: основными загрязнителями атмосферного воздуха являются: автомобильный транспорт и котельная (в отопительный сезон).

Оценка чистоты воздуха показала, что микрорайон школы находится в зоне незначительного загрязнения. Это объясняется тем, что УО находится далеко от города, вблизи нет ни одного промышленного предприятия.  Также очищению воздуха способствует большое количество кустарниковых и древесных растений, произрастающих здесь.

свернуть

Проверка знаний «Качество атмосферного воздуха»

развернуть

Направление «Качество атмосферного воздуха»

Тест

Задание: Правильные ответы обведи кружочком.

  1. Атмосферный воздух – это:
  • компонент природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений
  • компонент природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы
  • Газовая оболочка Земли, включая озоновый слой
  1. Мониторинг атмосферного воздуха проводит:
  • Министерство здравоохранения Республики Беларусь
  • Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь
  • Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
  • Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
  1. Какое из этих веществ является преобладающим компонентом атмосферного воздуха?
  • Азот
  • Кислород
  • Диоксид углерода
  • Водяной пар
  1. Почему дети подвергаются большему риску от загрязнения воздуха, чем взрослые?
  • Газообразные загрязнители находятся ближе к уровню земли и дети вдыхают больше этих веществ
  • Дети потребляют больше воздуха на единицу веса тела по сравнению со взрослыми
  • Легкие взрослого человека более устойчивы к действию загрязнителей воздуха
  • Дети не подвергаются большему риску, ему подвергаются именно взрослые, поскольку они проводят больше времени на загрязненных участках окружающей среды
  1. Какой из этих загрязнителей воздуха вызывает головную боль и раздражение носоглотки?
  • Диоксид углерода
  • Озон
  • Мелкие пылевидные частицы и тяжелые металлы
  • Ни один из перечисленных
  1. Какое из этих химических веществ негативно влияет на снабжение тканей организма кислородом?
  • Озон
  • Диоксид углерода
  • Оксид углерода
  • Летучие органические соединения
свернуть
поделиться в: