«Как сохранить психическое здоровье ребёнка»
11 класс
Цели: помочь родителям ознакомиться с психологической составляющей здоровья детей; изучить типы психологических состояний подростка, свойственные этому возрасту; научить родителей предупреждать такие состояния и помогать ребенку выйти из них.
Задачи: ознакомить родителей с методами поддержки и сохранения психологического здоровья ребенка, с возможными путями выхода из «пограничных» психологических состояний.
Форма проведения: собрание - семинар для родителей.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.
Тест 1
Как вы считаете, присущи ли вашему ребенку (да, нет) следующие черты
- Неуверенность в себе.
- Низкий уровень самооценки (считает себя слабее, глупее и несчастнее многих).
- Высокая потребность в теплых связях с окружающими, потребность в понимании и поддержке (любит ли он ласку).
- Трудность волевых усилий в принятии решений (насколько легко и решительно принимает самостоятельные решения).
- Снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднения (при неудачах быстро сникает, опускает руки).
- Склонность к самобичеванию, преувеличению собственной вины (часто обвиняет себя за ошибки, придумывает поводы для самообвинения).
- Недостаточная общительность, инфантильность и незрелость личности.
Если на большую часть вопросов вы даете положительный ответ, у вас есть повод для беспокойства. Более подробную информацию по этому вопросу вы можете получить у профессионального психолога.
Оцените уровень своей осведомленности о наличии обсуждаемой проблемы
- Поддерживаете ли вы связь со школой?
- Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
- Посещаете ли вы преподавателей вашего ребенка без их приглашения?
- Знакомы ли вы лично с одноклассниками вашего ребенка и их родителями?
- Часто ли ваш ребенок подробно рассказывает вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
- При известии о неприятностях, произошедших с вашим ребенком, вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
- Считаете ли вы себя достаточно выдержанным человеком?
- Знаете ли вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?
Если более чем на 7 вопросов вы дали утверждающий ответ, то у вас и вашего ребенка есть все шансы успешно выходить из различных проблемных ситуаций, если же положительных ответов менее 4, то вы рискуете столкнуться с неприятными сюрпризами.
В случае если вы из этой анкеты поняли, что не всегда умеете держать удар, обратитесь к квалифицированному психологу, который вызывает у вас доверие. Он поможет вам и вашему ребенку стать более уверенным в себе человеком.
Тест 2. Изучение типов семейного воспитания на основе методики В.М. Миниярова «Стили семейного воспитания»
(Родителям на собрании психолог представляет результаты в графике.)
Инструкция. Из противоречивых по значению личностных качеств необходимо выбрать одно. Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50%-ного проявления обоих качеств следует отметить отрицательное. Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества. Если личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.
Вопросы:
- Чуткий, внимательный.
- Равнодушный, холодный.
- Правдивый, честный.
- Нечестный, лживый.
- Искренний, откровенный.
- Замкнутый.
- Вежливый.
- Грубый.
- Уравновешенный, спокойный.
- Вспыльчивый, резкий.
- Властолюбивый, любит командовать.
- Не властолюбивый.
- Стыдливый, скромный, стеснительный.
- Горделивый.
- Непримиримый к недостаткам и безнравственным поступкам.
- Безразличный.
- Простодушный.
- Хитрый, изворотливый.
- Неуверенный, нерешительный.
- Самоуверенный, хвастливый.
- Униженный, подавленный.
- Спесивый, высокомерный.
- Желает понравиться коллективу.
- Равнодушен к мнению коллектива.
- Самостоятельный.
- Беспомощный.
- Доверчивый.
- Подозрительный.
- Человеколюбивый.
- Самолюбивый.
- Терпеливый.
- Нетерпеливый.
- Без подхалимажа.
- Подхалим.
По отношению к различным видам деятельности
- Добросовестный.
- Недобросовестный.
- Исполнительный.
- Неисполнительный.
- Активный.
- Пассивный.
- Больше любит физический труд.
- Больше любит умственный труд.
- Соблюдает правила игры.
- Нарушает правила игры.
- Ответственный.
- Безответственный.
Оценка своих возможностей
- Заниженная.
- Завышенная.
По отношению к коллективу
- В деятельности руководствуется личной выгодой.
- Во всех действиях руководствуется интересами коллектива.
- Нет чувства превосходства над другими.
- Желает быть выше других.
- Оказывает помощь товарищам.
- Злорадствует по поводу чужой неудачи.
- Скупой, жадный.
- Бескорыстный.
- Любим учителями, воспитателями.
- Нелюбим.
- Зачищает своих товарищей.
- Ябедничает, сплетничает.
- Любим товарищами.
- Не любим товарищами.
По отношению к себе
- Требовательный к себе.
- Требовательный к другим.
- Самокритичен.
- Не самокритичен.
- Верен слову.
- Не верен слову.
- Уверенный в себе.
- Не уверен в себе.
- Не обращает внимания на свою одежду.
- Обращает внимание на свою одежду.
Отношение к критике, замечаниям
- Положительное.
- Отрицательное.
Волевые проявления
- Организованный.
- Неорганизованный.
- Дисциплинированный.
- Недисциплинированный.
- Настойчив в достижении цели.
- Не настойчив.
- Инициативен.
- Безынициативен.
Ключ к тесту
Нормальный
|
1,3, 5, 7, 9, 12, 15, 17, 25,29, 33, 39,49, 63, 67,69
|
Конформный
|
2,4, 7, 8, 16,18, 24, 34, 36, 50, 55, 57,60,62,64, 66
|
Доминирующий
|
10,11, 14, 20, 22, 23, 33, 39,44,48, 52, 54, 68, 72, 74, 79
|
Сензитивный
|
5,15, 25, 27, 39,42,43, 51,53, 56, 59,61,65, 71, 73,81
|
Инфантильный
|
2, 13,16,26, 38,40,46, 70, 76,80
|
Тревожный
|
10, 19, 28, 32,47, 58, 64, 66, 74, 78
|
Интровертный
|
1, 6,13, 21,31,35, 37,41,45,47, 65, 73, 75, 77, 79, 82
|
- Подсчитать количество буквенных обозначений кода (X), например для кода «К» X = 8, для кода «И» X = 6 и т. д.
- Полученное количество чисел (X) следует подставить в числитель формулы каждого характерологического свойства:
Н = Х/16х100% К = Х/16х100%
Д = Х/16х100% С = Х/16х100%
И = Х/10х100% Т = Х/10х100%
Ин = Х/16х 100%
- Результаты, представленные в процентном соотношении, следует использовать для построения графика. Наиболее ярко выраженное характерологическое свойство свидетельствует о преобладании социально-педагогического типа личности.
Классный руководитель. Итак, как видно из результатов проведенного исследования, проблема сохранения психологического здоровья подростков актуальна. Все ваши вопросы в индивидуальной беседе вы можете задать психологу после собрания.
А я предоставляю слово нашему гостю, психологу Евсюк Ксении Николаевне.
Самое главное, что могут сделать родители наравне с воспитанием и обучением ребенка - это сохранение его здоровья. Не только физического, но и психического. Часто и много говорится о необходимости жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, но даже взрослому человеку трудно с этим справиться, гораздо труднее подростку с его особенностями восприятия окружающего мира в этом периоде.
Что же могут родители? А могут они самое главное - воспитывать ребенка без насилия в какой бы то ни было форме.
Насилие - это форма принуждения со стороны группы людей (одного человека) по отношению к другой (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства, власти. Существует несколько видов насилия:
1) психологическое насилие (манипулирование, обвинения, формирование чувства вины, моральное давление и пр.);
2) эмоциональное (оскорбления, грубая брань);
3) вербальное (словесное);
4) экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки;
5) физическое (побои, издевательства);
6) уничтожение, повреждение имущества;
7) сексуальное насилие (принуждение, изнасилование).
Ненасилие - это идеологический, жизненный, этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных конфликтов.
Другой важной болезнью XXI века является социофобия - боязнь общества. Мы слышим об избиениях, вымогательствах в школах, дети подвергаются угрозам со стороны своих же соучеников. Об этом не всегда знают родители и учителя в школе, но проблема была и остается, и столкнуться с ней могут и наши 11-классники. Чем можно помочь? Как отойти от конфликтных ситуаций в семье, сохраняя таким образом спокойствие детей?
Предлагаем эффективную систематическую работу с подростком. Проведите обсуждение организации вашей жизни в семье, при этом каждый может высказать свое мнение по обговоренным правилам вашей повседневной жизни. Выработайте свои правила и договоренности и постарайтесь их не нарушать. Это может касаться как ежедневной жизни, так и глобальных вопросов, поднимаемых в семье.
Четыре ловушки, которые мешают эффективному сотрудничеству детей-подростков и взрослых:
- желание, чтобы у детей были те же приоритеты, что и у взрослых;
- осуждение и критика вместо того, чтобы придерживаться конкретной проблемы;
- невозможность определить заранее срок выполнения договоренности;
- несоблюдение принципа уважения к своему ребенку и к себе.
Четыре совета для эффективного общения с подростком:
- замечания должны быть простыми и сжатыми, например: «Я заметил, что ты не убрал в комнате, не мог бы ты сделать это сейчас?»;
- на возникшие возражения просто спросите: «Какой был у нас уговор?»;
- если возникли последующие возражения, промолчите и используйте невербальное общение (покажите на ваши часы; понимающе улыбнитесь; пожмите плечами и опять покажите на часы);
- если ребенок решит уступить и выполнить уговор (иногда явно раздосадованный), скажите: «Спасибо, что сдержал наш уговор».
Если вы придерживаетесь конкретных требований, то это впоследствии избавляет от возникновения других проблем. Эти проблемы (такие, как сопротивление ребенка или ваши оскорбленные чувства, когда он делает ехидное замечание) могут быть вынесены на повестку дня и обсуждены позднее.
Попытайтесь действовать, а не разговаривать. Послушайте себя хотя бы один день, и вы с удивлением обнаружите, сколько бесполезных слов вы говорите. Если вы будете больше делать и меньше говорить, ваши дети заметят разницу.
Следующий фактор, подрывающий и уничтожающий психическое здоровье подростка - это его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно?
Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием головного мозга ребенка, нервной системы или некоторыми соматическими заболеваниями. Но чаще всего степень проявления агрессии определяется воспитанием ребенка в семье. Если родители наказывают его, бьют, постоянно ругают или издеваются, то такое поведение ребенка является ответной реакцией на жестокое отношение к себе.
Семейные отношения также накладывают отпечаток на выплескивание подростками негативных эмоций. Многие родители считают проявление у ребенка таких чувств, как гнев, раздражение, досада, недопустимым. Они уверены, что нормальный человек должен их в себе давить и не показывать. И стараются не допустить проявление подобных чувств у подростка разными способами. Подросток же может либо продолжать делать по-своему (а это приведет к увеличению проявления агрессии), либо послушается и станет в себе гнев давить. Загнанные внутрь отрицательные чувства действуют на организм разрушительно. Это может вызвать болезни сердца, кожи, желудка, язвы, головные боли. Кроме того, накопившись внутри, они могут «взорваться», и тогда можно ждать еще большей беды.
Найти золотую середину в том, как вести себя с подростком, проявляющим агрессивность, сложно. Давление или наказание, которое унижает достоинство ребенка, может спровоцировать новую вспышку агрессии. А если родители перестанут обращать внимание на такое поведение ребенка (думая, что все пройдет с возрастом, само собой), то он начнет считать это нормой. Тогда привычка действовать агрессивно может стать чертой его характера.
Также агрессивное поведение подростка может являться формой его самоутверждения. А проявление жестокости - способом завоевания места под солнцем или самозащитой. В любом случае агрессия - это отражение внутреннего дискомфорта ребенка.
Нужно различать агрессию и агрессивность. Агрессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возникать у подростков с низкой самооценкой в состоянии фрустрации или когда они защищают свои права. При этом у подростков нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребенка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но все должно быть в меру. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль.
Психологи М. Алворд и П. Бейкер выработали критерии определения агрессивности. По их мнению, говорить об агрессивности ребенка можно, если ребенок часто:
- теряет контроль над собой;
- спорит, ругается со взрослыми и сверстниками;
- отказывается следовать принятым правилам;
- специально раздражает окружающих;
- всегда винит других в своих ошибках;
- сердится и отказывается что-либо делать;
- завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность;
- быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
Если в течение не менее шести месяцев в поведении подростка проявляются более четырех из перечисленных признаков, то можно предположить наличие у ребенка агрессии.
Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.
Существует несколько форм выражения агрессии подростками:
- физическая - использование подростком своей силы против другого человека;
- вербальная - выражение ребенком своих негативных чувств другим при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий;
- раздражение - готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым;
- подозрительность - склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред». Часто подозрительность вызывает агрессивные действия только из-за одного необоснованного убеждения: «меня же хотели обидеть»;
- косвенная агрессия - воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика» и др.);
- обида - как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще;
- скрытая агрессия (или пассивно-агрессивное поведение), ее подсознательная цель - месть. Поведение подростка направлено на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких или окружающих.
Пассивно-агрессивное поведение - одна из худших форм проявления агрессии. Она показывает, что подросток не научился справляться со своими отрицательными эмоциями, в частности гневом. Чаще всего это проявляется в следующем: нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда же вы пытаетесь «образумить» ребенка (криками, наказаниями, хорошими словами), это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток сам не осознает, почему он так себя ведет.
Наличие агрессивно-пассивного поведения в начале подросткового возраста - нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким). Ребенок в это время только учится владеть своими эмоциями. Ведь сильным чувствам (в том числе и гневу) подвержены все люди, надо просто научиться относиться к ним зрело, по-взрослому. В течение 5-6 лет подросток овладевает приемлемыми способами выплескивать свой гнев и другие отрицательные эмоции. Это длительный процесс, и сам ребенок эти способы может не найти. Ему надо подсказывать, и делать это терпеливо. Многие младшие подростки как раз и выражают свой гнев пассивно-агрессивным способом, например, получая плохие оценки. «Вы можете заставить меня ходить в эту ненавистную школу, но хороших оценок не дождетесь», - говорит его подсознание. И чем больше родители злятся, тем хуже будет результат: оценки станут еще ниже.
Дружить с подростком, который всегда ведет себя агрессивно, сложно. Он постоянно испытывает терпение друга своими гневными вспышками. Фактически все, кто соприкасается с проявлениями его физической или вербальной агрессии, стараются отойти в сторону и не общаться. Такого подростка часто отвергают. От него стараются держаться подальше, а зачастую и просто боятся. В результате подросток чувствует себя одиноким, никому ненужным, нелюбимым и в ответ еще больше озлобляется. Он замечает, что отличается от других, но оценить свое поведение как неправильное не может. Часто ребенок ведет себя так, потому что не знает других способов взаимодействия. Или так ведут себя родные в его семье, и для него это привычный стереотип поведения.
Агрессивного ребенка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребенок. Ему и самому неуютно с собой. Это внутреннее напряжение находит выход в виде вспышек агрессии.
Подростки, скорые на физическую расправу, часто попадают в милицию за драки или за соучастие в правонарушениях. Да и словесные перепалки могут привести к тому, что в ход пойдут кулаки. К тому же подозрительность бежит впереди агрессивного подростка. Он в каждом видит врага, который хочет его обидеть, оскорбить. А лучшая защита - нападение. Вот и нападает такой ребенок на всех подряд.
Что можно сделать, если ребенок проявляет агрессию?
- Любое агрессивное поведение имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Постарайтесь прояснить для себя причину агрессивного поведения своего сына или дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на агрессивные вспышки ребенка. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отношение к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.
- Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребенок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного поведения. Старайтесь найти по возможности спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи.
- Агрессивные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния. Учите ребенка сочувствию, выражению чувств. Этому может помочь привлечение подростка к совместной заботе о младшем брате (сестре) или о животном. Обсуждайте с ним фильмы, книги, чувства героев.
- Агрессивный ребенок не умеет правильно оценивать и свое состояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это проявляется внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние, близкое к агрессии, может выглядеть так: «Сердце колотится, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются». Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Также ему помогут методы саморегуляции и аутотренинг. Научите его расслабляться и контролировать свои чувства.
- Как уже говорилось, некоторые подростки ведут себя агрессивно, потому что не знают, как можно другими способами добиться того, что им нужно. Расширьте его поведенческий репертуар. Подскажите, какими еще приемлемыми способами можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте с подростком варианты выхода из конфликтных ситуаций.
- Гнев, обида, раздражение - нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Надо научиться выплескивать их приемлемым способом. Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом (борьба, бокс или другой вид). Еще можно снять подобное напряжение мытьем полов, окон, копанием грядок на огороде. Любая физическая работа хорошо помогает.
Нарисуйте для подростка «Лист гнева» (шутливый рисунок). И если он почувствует приступ - пусть разорвет его на мелкие кусочки, вложив в это действие все чувства. Это поможет ему немного охладить свой пыл. Можно еще побить с остервенением подушку (или устроить подушечный бой с папой).
Иногда может помочь и уместная шутка (только вы должны быть уверены в своем ребенке, в том, что это не обозлит его еще больше). Переведите отрицательную энергию в позитив. Он чувствует желание кого-нибудь поколотить, разрушить - подключите его к ремонту, туда, где надо что-нибудь сломать.
Чаще всего гнев направлен на другого человека. Покажите подростку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорбляя и не критикуя. Объясните своему ребенку, что так справляются со своим гневом и другими отрицательными эмоциями взрослые. И он уже достаточно вырос, чтобы вести себя также.
Помните: чувству гнева подвержены все без исключения. Лучший способ выражать свой гнев - как можно спокойнее и разумнее направлять его только на того, кто разозлил. Тогда другие люди и близкие не будут мишенями. Ведь часто случается, что сын разозлился на слова мамы, а под горячую руку попал младший брат. Проблему всегда можно решить, если здраво и логично обсудить ее, рассмотреть с разных точек зрения и найти компромисс. Это, конечно, тяжело, и сразу научиться невозможно. А у некоторых и вовсе не получается так справляться с трудностями. Для этого-то и нужны ваше терпение и помощь подростку. Да и сами вы должны поступать именно так. Ваш пример ярче всего покажет, как надо вести себя в подобных ситуациях.
- Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению. Будьте внимательны к потребностям ребенка. Ведь его агрессия как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостает, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребенка и принимая его, вы измените к нему свое отношение. А изменив себя, вы тем самым измените и его поведение.
Старайтесь видеть улучшения в том, как сумел справиться со своими эмоциями ваш ребенок. Например, после проявления его гнева, когда все успокоятся, похвалите его за то, что он сделал правильно в момент гнева. Потом, в подходящий момент, еще раз вернитесь к этому эпизоду и проговорите, что еще можно было сделать. Тем самым вы способствуете укреплению в ребенке правильных способов выражения отрицательных эмоций.
Страх, тревога, тревожность. В нашем обиходе эти слова несколько смешались. Чтобы в них не запутаться, давайте разведем эти понятия. В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко можно прочитать следующее: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных житейских ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают». То есть это состояние общего эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неприятностей даже там, где их нет.
Тревожность отличается от состояния тревоги. Бывают случаи, когда подросток о чем-то беспокоится или волнуется по какому- либо поводу. Если это проявляется редко, эпизодически, то говорят, что «ребенок испытывает тревогу». Тревожность - более устойчивое состояние беспокойства, которое проявляется достаточно часто и в самых различных ситуациях, хотя конкретных причин для этого может и не быть.
Если ребенок боится чего-то конкретного, то говорят о страхе. Страх - это эмоция, которая возникает в ситуациях угрозы и направлена на источник действительной или воображаемой опасности.
Страх может развиться у любого человека в любом возрасте. Существуют еще и возрастные страхи. Так, в возрасте до трех лет для детей характерны ночные страхи. К 4-5 годам появляются страхи одиночества, темноты. В возрасте 6-7 лет основным становится страх смерти. В начальной школе ученики стараются соответствовать ожиданиям учителя, и возникает страх несоответствия представлению о себе других. В подростковом возрасте появляется страх не найти друзей, остаться одному, в юношеском - не найти любимую. Так что страхи - явление закономерное. Но если их слишком много, то можно говорить о повышенной тревожности человека.
Что же способствует появлению тревожности? Психологи выделяют несколько причин, основными из которых являются следующие.
- Повышенная тревожность самих родителей. Если они сами постоянно всего опасаются, волнуются по любому поводу, то это передается и их ребенку. Мама, которая весь день говорит, как она боится вести вечером дочь к зубному, потому что сама всю жизнь их не любила, провоцирует такую же боязнь врача и у ребенка. Потом эта боязнь может распространиться и на другие области. Повышенной тревожностью часто отличаются бабушки. Они так пекутся о внуках, что те зачастую вздрагивают только от одного бабушкиного голоса. Психологами отмечено, что если родители не удовлетворены своими социальными условиями, работой, зарплатой, то это может повысить тревожность их детей.
- Противоречивые требования, исходящие от разных членов семьи, или разнобой в требованиях, предъявляемых родителями и учителями. Мама считает: нет ничего страшного, если ребенок иногда пропустит школу, когда он плохо себя чувствует. Отец другого мнения: в любом состоянии надо идти и учиться. Поэтому когда он приходит домой и узнает, что ребенок не ходил на занятия, то гнев его страшен. В результате даже пропуск уроков по уважительной причине вызывает у подростка страх перед реакцией родителя. А если подобные противоречия в методах воспитания существуют между родителями и в других сферах, то постоянное ожидание неприятностей приведет к повышенному тревожному эмоциональному фону самого ребенка.
- Завышенные требования родителей к успехам ребенка. Многие родители считают, что их дети должны стать отличниками. И ругают (а иногда и бьют) их даже за тройки. Или родители хотят, чтобы их сын добился больших успехов в каком-то деле (играл на скрипке, занимал первые места в спорте и т. п.). А если ребенок не в состоянии хорошо учиться? Или у него нет музыкальных способностей? Такие подростки чувствуют себя несчастными и нелюбимыми, потому что расположение к ним домочадцев зачастую зависит исключительно от их успехов. Получилось, как хотят родители, - все хорошо, не получилось - крик и скандал. В результате такие дети живут ожиданием скандалов и неприятностей. И начинают их ждать уже не только от своих близких. Часто у них возникает вообще страх несоответствия требованиям окружающих и усиленное самоедство.
- Требования и наказания, которые унижают ребенка. Например, в некоторых семьях еще сохранились наказания в виде стояния в углу на горохе на коленях или порки на глазах всех членов семьи. В итоге дети начинают испытывать постоянную тревожность, боятся что-либо сделать, потому что даже маленькая провинность может повлечь за собой унизительные процедуры. Некоторые из таких детей так и остаются тихими и забитыми. А другие подростки, становясь старше, активно протестуют против такого уклада, конфликтуют с родителями или убегают из дома.
- Авторитарный стиль воспитания. В авторитарной семье ребенок постоянно находится в напряжении, потому что знает: все его действия и слова будут придирчиво «рассматриваться под микроскопом». И, скорее всего, в большинстве случаев им будут недовольны, особенно если он позволит себе проявить самостоятельность или отстоять свое мнение. В результате у подростка появляется чувство вины, которое становится практически постоянным его спутником. Именно оно и способствует появлению у него страха перед взрослым, облеченным властью. Такой подросток будет иметь проблемы в школе, ибо учителя - люди, перед которыми также надо отвечать (пусть даже на уроке на поставленный вопрос). И это вызывает у него уже знакомое ему чувство тревоги.
- Постоянные скандалы в семье или развод. Любому ребенку для полноценного развития важна спокойная, доброжелательная обстановка. Жить в атмосфере конфликтов и выяснения отношений тяжело. И дети из таких семей зачастую не хотят идти домой, потому что могут попасть под горячую руку и навлечь на себя неприятности, которые они и так все время ожидают.
- Неврозы или другие психические расстройства. Но в этом случае нужна и психологическая, и обязательно медицинская помощь.
Тревожный ребенок часто имеет заниженную самооценку. А следовательно, подросток не может показать себя с хорошей стороны, тем самым развивая в себе образ неудачника и неумехи. Он и сам верит в то, что ни на что не способен, легко смущается, когда на него обращают внимание. Стеснительность, зажатость, неверие в свои силы постепенно становятся неотъемлемыми чертами характера подростка, и их трудно преодолеть. К тому же, волнуясь, он не всегда может справиться со своими эмоциями. В результате страх берет верх, как бы парализуя ребенка. Иногда в такие моменты можно заметить неосознанное мышечное напряжение тела подростка или может возникнуть нервный тик.
Психологи П. Бейкер и М. Алворд предложили следующие критерии определения тревожности у ребенка:
- постоянное беспокойство, даже когда оно необоснованно;
- трудность, а иногда и невозможность сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания;
- мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
- повышенная раздражительность;
- легко расстраивается, часто не может сдержать слезы;
- нарушение сна: бессонница или прерывистый сон, возможны кошмары.
Обратите внимание на своего ребенка, если у него достаточно часто наблюдаются эти симптомы. А быть может, необходимо и обратиться к помощи психолога.
Сегодня все чаще говорят о подростковых неврозах. Это очень опасное заболевание. И опасность его кроется в отношении общества к психологическим проблемам личности. Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.
Изучением причин возникновения невроза занимались различные психологи. И.П. Павлов и его школа установили, что нервный срыв (невроз) возникает по одному из трех физиологических механизмов:
1) при перегрузке процессов возбуждения;
2) при перегрузке процессов торможения;
3) при их «сшибке», т. е. когда одновременно сталкиваются возбуждение и торможение.
Чаще всего срыв происходит по механизму перегрузки процессов возбуждения.
Срыву тормозного процесса и развитию безудержности способствует частое применение наказаний, связанных с длительным лишением свободы, лишением прогулок. Лишение свободы, перегружая тормозной процесс, всегда вызывает агрессивность.
По механизму «сшибки» невроз может возникнуть тогда, когда одно и то же событие или поступок имеет и положительное, и отрицательное подкрепление. Например, ребенок любит своего новорожденного брата, но испытывает к нему неприязнь за то, что он отвлекает на себя внимание матери, или одновременно любит отца и ненавидит за то, что он уходит из семьи. Однако подобный срыв чаще происходит по вине родителей, когда ребенка наказывают за то, что вчера сходило безнаказанным, когда один родитель разрешает то, за что другой наказывает.
Другой психолог - В.И. Гарбузов, занимаясь проблемой детских неврозов, пришел к твердому убеждению, что путь в невроз чаще всего начинается с подавления у ребенка его темперамента.
В процессе эволюции, в борьбе за выживание сформировались четыре врожденных типа приспособления, или темперамента - холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический темпераменты. Природа запрограммировала человека на определенный стиль поведения: мальчика - на мужской, девочку - на женский, и подобно тому, как, родившись мальчиком, человек должен прожить мужскую жизнь, ребенок должен воспитываться и жить в соответствии со своим темпераментом.
Темперамент проявляется ярче всего в экстремальных ситуациях: при угрозе жизни или благополучию, в трудностях по достижению особо значимых целей, в жизненной борьбе, предписывая и обеспечивая свой, индивидуальный стиль поведения. Действуя согласно своему темпераменту, человек преодолевает трудности наиболее эффективно. Действуя вопреки темпераменту, он поступает противоестественно. Воспитание, период детства формируют характер или в согласии с темпераментом, или вопреки ему, что противоестественно.
Врожденным является не только темперамент, но и инстинкт самосохранения. Темперамент и инстинкт самосохранения взаимосвязаны. Человек флегматического темперамента медлителен, поэтому инстинкт самосохранения у него выражен сильнее, ему подобает быть осторожнее быстрого и расторопного сангвиника. У холерика, с его мощным потенциалом, которому сама природа определила роль исследователя и бесстрашного воина, инстинкт самосохранения ограничен. При подавлении темперамента природные связи нарушаются. В результате у холерика, например, инстинкт самосохранения обостряется, и холерик становится робким и осторожным. Однако робкий человек с темпераментом холерика - это уже не холерик, а дисгармоничная, нервная или трудная личность.
Чем более характер отклоняется от своей природной основы - темперамента, тем более темперамент подавляется характером, тем менее эффективно разрешаются трудности. В результате теряется такая черта характера, как мужественность. Ребенок с подавленным темпераментом закономерно терпит неудачи. Перестав быть мужественным, он теряет и уверенность в себе. А раз так, то обостряется инстинкт самосохранения. Ребенок становится все более робким, его обуревают сомнения, порождаемые неуверенностью в себе, тревожность превращается в черту характера, особенно сильно подавляющую темперамент, страхи возникают даже в тех случаях, когда бояться нечего. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.
Так формируется предневрозный характер - первый этап на пути к неврозу. Преобладание страхов, тревожности, мнительности, нерешительности со склонностью к сомнениям и колебаниям, перестраховке, педантичности, замкнутости или тревожной общительности свидетельствует о боязливом, привязчивом, дотошном, рассудительном ребенке, у которого наблюдается предрасположенность к неврозу навязчивых состояний. Если в характере преобладают эгоистичность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость и истеричность, то это - эгоист, вечно недовольный, капризный и невыносимо требовательный, постоянно брюзжащий, демонстративно-протестный ребенок, и в этом случае имеет место предрасположенность к истерическому неврозу.
В книге «Неврозы детей и психотерапия» А.И. Захаров приводит данные изучения семей с выраженными отклонениями в воспитании детей. Это прежде всего непоследовательное воспитание - постоянное чередование разных воспитательных отношений у одного и того же лица. Чем больше степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности в отношении к ребенку со стороны членов семьи, тем более напряженна и неустойчива его внутренняя позиция, что является существенным фактором, приводящим к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже иногда незначительных добавочных психотравм и соматической ослабленности. Среди форм невроза можно выделить самые распространенные.
Истерия - защитная реакция организма на психологическую вредность. Это бессознательная попытка разрешить жизненные трудности или конфликты путем ухода в болезнь. У больного истерией эти защитные реакции включаются независимо от его воли, как и рвота у съевшего недоброкачественную пищу. Поэтому необходимо помнить, что больной истерией не притворщик, что он сам страдает от своей болезни.
При неврастении неуверенность в себе, робость парализуют ребенка. Он пассивен и капитулирует перед трудностями, не пытаясь их преодолеть. Однако родители не только заставляют его учиться, но и требуют от него высокой успеваемости. И он выполняет задание с их помощью, под их диктовку, а на уроке молчит, будучи уверен, что ничего не знает, и тихо сообщает учительнице об этом. Потом он обреченно бредет домой, с поникшей головой выслушивает упреки родителей, покорно следует за ними к письменному столу, часами сидит за ним, - но все безуспешно. Он не ленится, он просто заранее не верит в успех, не доверяя своему уму и своим рукам. Всегда и во всем он уступает сверстникам и уныло стоит в уголке, когда они играют. Они ему кажутся сильными и умными. Он сдается без борьбы, не делает попытки защитить себя и, страдая, уступает в том, в чем не хотел бы уступить.
Невроз навязчивых состояний. При заболевании такой формой невроза все начинается со страхов. Тревожности, мнительности, нерешительности со склонностью к сомнениям и колебаниям, перестраховке, к педантичности, замкнутости или тревожной общительности в характере. У детей, страдающих неврозом навязчивых состояний, обострен инстинкт самосохранения. И у них, как и при неврастении, неосознаваемая недооценка себя, а потому мучительная неуверенность в себе. Страх болезни, смерти, несчастья, мыслимых и немыслимых угроз изматывает их. Такие дети несколько раз перепроверят, чтобы ничего не забыть, не допустить ошибки, они перестраховщики. Из страха перед ошибкой, наказанием они выполнят все, что задано, выполнят скрупулезно, пунктуально. Их никогда не наказывали, но запугали тревожным или сверхсоциальным воспитанием так, что они панически боятся наказания за каждую ошибку. Однако пунктуальность требует времени, и такие дети не успевают. Они много раз себя перепроверяют и все равно тревожатся: а вдруг что-нибудь упустили.
Обсуждение возможностей родителей по сохранению психического здоровья подростков
Классный руководитель. Ив заключение предлагаем вам притчу, которая отражает весь наш сегодняшний разговор о выпускниках.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих, в нашем воспитании, а вернее, в ошибках в нем. Давайте же пожелаем друг другу, чтобы в душе воцарился мир и комфорт. Самые главные слова, которые мы можем донести до наших детей: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем!»
Принятие решения собрания. Подведение его итогов
Классный руководитель. Итак, уважаемые родители! Благодарим вас за сотрудничество и надеемся, что наша встреча не пройдет бесследно, а нашим выпускникам мы поможем вовремя справиться с трудностями и жить в полной гармонии с самим собой и окружающим миром! (Родителям выдаются памятки.)
Памятка для родителей
Как себя вести, если ребенок тревожен?
- Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Он должен поверить в свои силы. Найдите для подростка такое дело (кружок, секцию), где он сможет почувствовать и реально увидеть свои достижения. Научите подростка оценивать свои результаты с собственной позиции, ведь мнение даже самого близкого человека всегда субъективно.
- Говорите добрые слова о своем ребенке при ваших и его друзьях. Это повысит его самооценку. А подростку важно быть привлекательным в глазах других.
- Научите подростка представлять и формулировать свои цели позитивно. А перед тем как что-то сделать, вспомнить похожее дело, которое уже завершилось успешно. Это настроит его на более оптимистичный лад.
- Все родители знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. И тем не менее многие из них допускают эту ошибку. В результате ребенок чувствует себя еще более несчастным. Сравнивайте только достижения самого ребенка с его же результатами прошлого периода. Представьте, что ваш сын пишет с большим количеством ошибок. И в одном и том же случае можно сказать так: «Опять у тебя больше 10 ошибок. Иван - и тот меньше сделал» и так: «Сегодня ты написал диктант немного лучше, сделал на 2 ошибки меньше. Еще чуть- чуть - и сможешь получишь хорошую оценку». Во втором случае вы избежите унизительного сравнения сына с другом и зародите в нем надежду, что он сам может выправить ситуацию.
- Старайтесь делать как можно меньше замечаний. Пусть ваших «нельзя» будет мало, но значимых, чем по каждому поводу и без ребенок будет слышать бесконечное «не...» и нравоучения.
- Старайтесь предъявлять к подростку требования, исходя из его способностей и возможностей, такие, которые он в силах выполнить. Если ребенок будет не в силах выполнить ваши пожелания, то неудачи будут преследовать его, и он потеряет веру в себя. А бесконечные его извинения перед вами лишь увеличат чувство вины. Все это не будет способствовать развитию его жизненного и творческого потенциала. Более того, он может усомниться в вашей любви к нему, потому как «не соответствует придуманному вами идеалу». А подростку порой так не хватает уверенности в вашей любви к нему вне зависимости от его достижений.
- Научите подростка снимать мышечное напряжение релаксационными упражнениями (лучше всего делайте эти упражнения вместе с ребенком) или с помощью расслабляющих ванн. Периодически проводите ему курсы общеукрепляющего массажа.
- Будьте примером для своего ребенка - образцом спокойствия и рассудительности.
- Покажите подростку варианты контролирования поведения и эмоций в различных ситуациях. Потренируйте ребенка в управлении самим собой.
- Для некоторых дел можно придумать ритуал. Совершая его, подросток будет успокаиваться и верить в хорошее завершение начатого дела. Другим способом может стать наличие своеобразного талисмана. Пока он с ребенком, он может контролировать свои эмоции и страхи.
- Поддерживайте своего ребенка и верьте в него.
Что можно сделать, чтобы снизить уровень конфликтности между родителями и детьми?
- Прежде чем ругать и обвинять ребенка в содеянном, выясните причину, по которой он поступил именно так. Мы уже говорили о том, что подростки недальновидны и не представляют последствия своих поступков. Поэтому сначала лучше разобраться в проблеме, а затем - обсудить все варианты и перспективы развития ситуации при том или ином выборе решений. Научите детей просчитывать свои шаги.
- Постарайтесь избегать при общении с ребенком слов типа «лжец», «эгоист» и пр. Лучше говорите о поступке, а не о самом ребенке. Фраза «Ты не подумал, как следует» куда более перспективна для общения, чем брошенное обвинение: «У тебя голова тупая - нет ни единой мысли».
- Не стесняйтесь проявлений любви и нежности. Это научит ваших детей относиться к другим с любовью и правильно выражать это чувство. Помните, что наказание должно быть адекватно проступку. Находите компромиссы при разрешении сложных ситуаций, ведь у трудных подростков обычно независимый и сильный характер. Поэтому прямое давление на них может привести к обратному результату.
- Найдите время для общения с подростком. Пусть это будут всего полчаса перед сном, но зато полчаса искренней и теплой беседы. Интересуйтесь проблемами своего ребенка, не забывая при этом рассказывать и о своих делах. Иначе это будет однобокое общение, воспринимаемое ребенком как контроль с вашей стороны.
- Заботясь о своем ребенке, помните, что он вырастает. Не переводите эту заботу в контроль над делами подростка. Ведь в его личную жизнь можно вмешиваться только с его согласия.
- Старайтесь сдерживать свои отрицательные эмоции и не вымещать зло, которое вам причинили другие, на своем ребенке. Несправедливое отношение к подростку может вызвать его озлобленность и протест.
- Еще в доподростковом возрасте обозначьте для ребенка границы дозволенного и недозволенного. Это сделает его более уравновешенным. Если не добились этого вовремя, постарайтесь быть последовательными в своих требованиях.
свернуть